15.
сергей
(15.10.2012 11:04)
0
Здравствуйте Рина. Написать книгу, и не одну по такой тематике, как Время, Пространство, Сознание – это тяжкий труд, на который уходят годы. Написать – одно, а какой мыслительный процесс предшествовал и сопровождал этот процесс – об этом можно только догадываться. Любой автор, выполнив такой каторжный труд, хочет, если не признания, то, по крайней мере, попытку понимания со стороны читателя. Это лучшая для него награда, ведь Вы писали это и для себя, облекая в слова собственное понимание мироустройства, и для людей, чтобы стало понятно и им. Также я могу предположить, что Вам хочется получить и отзыв по сути того, что Вы написали и, может быть, из отзыва извлечь для себя что-то полезное. В наше время очень сложно найти собеседника, понимающего тебя. Я не физик и поэтому спорить с Вами на «территории физики» не смогу. У Вас здесь явное преимущество. Но предлагаю Вам поговорить не о стилистике и аргументации Вашей позиции, а о сути, потому, что эти темы волнуют меня не меньше, чем Вас. Позволю себе выразить свой взгляд по сути вопроса.
Итак, Время. В одной из рецензий я прочёл высказывание одного читателя о том, что если невозможно дать односложного определения этому понятию, то и говорить не о чем. Но ему можно дать такое определение. Это мысле-чувство. Поясню. Термин «понимание» вызывает у воспринимающего его человека ассоциацию, созвучной со значением слова «смысл». Но это не так.
Потому, что логос, или «смысл» есть не только проявление существования самого себя, но скорее и, одновременно, что-то противостоящее существованию. Если смысл ожидается быть выполненным человеком весьма реально, не будучи ничем иным, как простым выражением самого себя, или проекцией мысли, полной желания, то смысл немедленно лишится своей вызывающей силы; он не может больше призывать человека или направлять его вперед.
Понимание и определение чему-то смысла – это разные вещи. Если второе находится под влиянием интеллекта, то первое – стоит над ним. Понимание может придать смысл, смыслами невозможно описать понимание. Между ними качественное отличие.
Понимание стоит выше простого придания всему смысла. Понимание размыкает кольцо – окружность смысла, превращая его в спираль. Понимание – это не логика и смысл, хотя они входят в него. Это не язык, с помощью которого можно объяснить себе или другому, хотя и он входит в него. Это безмолвное знание, это чувство, это уверенность в том, что это именно так, а не как иначе. И доказывать ничего не нужно. Это аксиома с безаппеляционностью теоремы. Это позиция «над» событием, смыслом, логикой, словами. Рождается что-то новое, большее, чем то, что его образует, тем не менее «плоть от плоти» состоящее из этого. Как ребёнок рождается у мужчины и женщины. Это уже не математика, где 1+1=2, это жизнь, где 1+1=3.
Время не абстракция, как воспринимается сегодня. Время есть закон. Жизнь, как явление, можно представить, как процесс возникновения зримой формы из невидимого, конечности из бесконечного, процесс, в определённом смысле, одновременной обособленности. «Я есть то, что Я есть» и сопричастности «Я» и мира вокруг «Меня».
С чего начинается организация живой клетки?
С возникновения мембраны, а, проще говоря, оболочки, границы, обозначающей некое пространство, в котором образуются клеточные компартаменты. Из безграничного, бесконечного возникают границы, возникает форма, имеющая конкретную пространственную протяжённость.. Для клетки, с приобретением формы, возникает и локальное время из…..некоего безвременья.
Из безграничной, по масштабам клетки, водного пространства, окружающего клетку, её возникает внутренняя водная среда, имеющая свой собственный, и несколько количественно отличный от внешней водной среды, химический состав. Биохимики внутри и внеклеточную воду называют двумя океанами, разделёнными друг от друга биологической мембраной.
Безвременье и внепространство для клетки, которым обладает Вселенная, есть другой пространственно- временной масштаб.
«Я» возникает с возникновением границ «Я» и в этих границах начинает существовать и время, пространство как конечные параметры для данного «Я».
Быть, существовать, для Вселенной, значит, иметь собственные границы, обладать конечностью в пространстве и во времени, проявлением которых является цикличность, круг.
Вселенское время, например, для древнего человека – это «священное время». Если цикличный ход священного времени брал своё начало с момента сотворения мира Богом и его масштаб превышал все мыслимые и немыслимые временные пределы, то чтобы как-то смыслово обозначить этот предел, его называли «до начала времён». Время, как и пространство – это то, что начинает существовать, Быть в момент творения Вселенной и они берут своё начало из безвременья и внепространства.
Поэтому русские народные сказки, которые, по сути, являются рассказом о взаимосвязи человека и его жизни со всем сущим, начинаются со слов «давным-давно», «с незапамятных времён», а начало всех вещей и героев обозначено в пространстве «некоторое царство, некоторое государство», «тридевять земель» и т.д. Циклический образ времени – это закон Порядка во Вселенной и его развитие. Это божественное, священное, или вселенское время, которое существует как бы в ином пространстве, но оно присутствует постоянно, двигается по кругу, отчего в мире людей и разыгрывается из лета в лето космическая драма смены времен года.
Время ранее воспринималось на стыке мыслей и чувств, как их синтез.
Проще говоря, время сознанием и чувствами древнего человека воспринималось как проявление божественной сути, постичь которую возможно только чем-то таким же подобным, находящимся в себе.
Человек не рождается с “чувством времени”, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.
Время, как закон, мера, ритм устанавливает связь, вернее сказать является незримой, духовной связующей нитью, которая даёт чувство сопричастности жизни любого живого существа со всем мирозданием. В некотором смысле, понятие духовности и есть эта связь. Ни религии, ни философские догмы, а именно чувство сопричастности даёт спокойствие и уверенность на жизненном пути.
Во времени и со временем любое живое существо является целостным.
Для того, чтобы жить, заниматься земледелием и не входить в противодействие вселенским силам, управляющим развитием, ему необходимо было понять эти ритмы и синхронизировать с ними, подстроить свои. Планировать жизненный уклад таким образом, чтобы жить в гармонии с природой. Пусть в обыденной жизни, в линейном времени, человек и волен, поступать так, как то свойственно людскому племени, но в «ключевые» отрезки кольца вселенского времени он, в сущности, такового права лишен.
Своего рода безграничная свобода деятельности человека ограничивалась, предлагаемой ему, целесообразностью.
Разделение времени на «священное» и «мирское» требовало не только исчисления порядка и сроков смены лета, осени, зимы и весны, но и неких «линейных» бытовых расчетов. Это привело к появлению одного из самых интересных и значимых явлений духовного наследия человечества в целом, к священному календарю Для древних критерием совершенства календарей была их согласованность не только с сезонами года, но и со многими другими циклами (ритмами) биосферы. Л. Н. Гумилев писал о народах Севера: «Отсчет времени был для них непонятен, и происходило это не от отсутствия памяти. Время изготовления вещи и ее отношения к событиям жизни было весьма четкое. Они игнорировали время как таковое, как абстракцию. Люди считают время так, как им нужно, и не применяют иные системы счета не потому, что не умеют, а потому, что не видят практического смысла».
- время для наших предков не было некой абстракцией, которая существует сама по себе. Это не, привычное для современного человека, движение секундной и часовой стрелки на циферблате хронометра. Это реальность. Реальность, в том числе, и физическая. - время можно чувствовать и на этом чувстве возникает понимание его предназначения во Вселенной. - время – это закон, мера движения и развития материи и пространства. - время – незримая среда, в которой происходит это движение и развитие. Но оно, одновременно, является и зримым, проявляющимся в изменении материи и пространства. - Вселенная, как любое живое существо, имеет свои пространственные границы и время жизни. Оно называется «священным». Это время циклично. - любой материальный объект во Вселенной также имеет свои пространственные границы и своё время жизни, которое является линейным, двигающимся из прошлого в настоящее и будущее. Линейный ход времени обладает необратимостью. - существеннейшая особенность понимания пространства и времени древними людьми заключается в том, что в их сознании эти категории выступают не в виде нейтральных координат, а в качестве могущественных таинственных сил, управляющих всеми вещами, жизнью людей и даже богов. Поэтому они эмоционально-ценностно насыщены. Время, как и пространство, может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным и враждебным для других.
Для успешного создания основ нового мировоззрения, из канвы целостного восприятия мира, в первую очередь, было изъято чувственное понимание времени.
Почему в первую очередь именно время?
Время органически, чувственно объединяло человека с мирозданием на надинтеллектуальном уровне за счёт синхронизации земных и вселенских процессов, поэтому с особой тщательностью были уничтожены данные, накопленные тысячелетиями астрономических наблюдений.
Был уничтожен священный календарь. Неурожаи не заставили себя ждать. В XVI веке было 11 неурожаев, в XVII веке — 12, в XVIII веке — 34, а в первой половине XIX века — 39! Сегодня можно сколь угодно долго рассуждать о вине отдельных личностей, находящихся сегодня и в прошлом у власти, в отсутствии стабильной урожайности сельскохозяйственных культур, что именно идеологические перегибы привели к ужасам голодных годов. Но. Следует особо обратить внимание, что любая идеология подавления, любой общественный строй на её основе стоит на тех же принципах подавления в людях чувственного понимания времени, которые корнями уходят в азы становления «цивилизованного мира».
«…Может оказаться весьма уместным упоминание об удивительном феномене времен французской революции. Согласно показаниям нескольких очевидцев, вечером первого дня революционных событий в июле 1789 года восставшие разрушили церковные часы в различных частях Парижа, независимо друг от друга и без предварительной договоренности. В этот поистине “ясновидческий” момент время и тирания стали для них синонимами. Теперь, думая, что стали свободными, люди не нуждались более в часах: у каждого теперь было свое время. Традиционные предназначения отдельных частей суток, то есть советы по выполнению тех или иных работ, занятию теми или иными делами, достаточно были хорошо известны в народе и лишение людей связующей нити между ними и миром они спонтанно восприняли механизацию (часы ), «овеществление времени как символ тирании, против которой восстали.
Часы связаны с недостатком свободы.
Как быстро средневековая Европа покрылась сетью часов, когда это стало технологически выполнимым. И было это сделано настолько энергично и незаметно, что хроникеры едва поспевали за процессом. Так, с разрушением понимания времени, разрушались вековые обычаи и менялся мир.
Уже античные геометры считали, что время нельзя включать в теоремы потому, что оно слишком эфемерное понятие. В них необходимо включать только то, что является стабильным, то, что можно пощупать, измерить многократно. Ко времени геометры относились как к явлению природы, носящему эмоциональный характер. Время в тот период у философов ассоциировалось с потоком. Время как река – оно каждый раз новое. Река существует зримо, её русло можно нанести на карту. Время также изменчиво, но оно незримо, чтобы также как реку изобразить в форме.
Из глубокой древности дошло до нас выражение: «Ваше время истекло!» Так продолжалось несколько столетий.
Во времена Эпохи Возрождения с Востока приходит алгебра. На Востоке к числу, которым оперировали геометры, относились не только как к количественному выражению чего-либо, но как к понятию. Когда время записали как переменную, буквой, то уравнения приобрели другой смысл. Они стали не геометрическими, количественными как ранее, но, вместе с тем и качественными, наполненными математическими образами. Появилась возможность связывать величины геометрические со временем.
Время наполнило формы и уравнения, описывающие их, геометрические размеры в пространстве, жизнью.
Первый прорыв был сделан Галилеем, который, используя понятие времени, с которым можно было работать алгебраически, ввёл понятие скорости, как измеряемой величины (как результат отношения двух величин : одна величина – путь, длина, расстояние, другая – время). Спустя несколько десятилетий, появляется механика Ньютона. Величины, которые измерялись принимали стройную замкнутую систему уравнений и было ощущение, что математически открыта и записана Истина, устройство мира. В уравнениях главным параметром, взявшим на себя всю интеллектуально-смысловую нагрузку, был параметр времени, ибо всю нагрузку динамики, преобразования, изменения механической системы он взял на себя. Этот параметр позволял двигать время вперёд-назад, он был очень гибкий. Даже движение планеты Земля Кеплер смог описать уравнением с использованием этого параметра.
Гук предложил Ньютону попытаться найти силы, которые обеспечивают такую траекторию движения Земли, какую открыл Кеплер. Ньютон нашёл. Так возник первый закон гравитации. Время в тот период было просто математическим параметром, определяющим изменчивость, и, вместе с тем, время было связано с вещами очень глубокими. Например, возникло понятие инерционной системы отсчёта в математике и физике.
Почему время стоит особняком в физике?
Потому, что время – единственный в её арсенале параметр, который не обладает повторяемостью.
Изучение времени наукой – это попытка изучить то постоянное, что находится в изменчивости времени. В нём, как и в реке, в воде есть что-то ускользающе постоянное. В 1908 году Германом Минковским, а позднее Риманом и Пирсом было высказано предположение, что пространство гораздо сложнее устроено нежели его описывал Эвклид. Возникла модель, так называемого, псевдоэвклидова пространства - пространство Минковского. Простра́нства Минко́вского и Римана были использованы А.Эйнштейном в качестве геометрической интерпретации пространства-времени в специальной теории относительности. Время обладает рядом свойств, одним из которых является необратимость движения в одном направлении. Остальные же координаты этого четырёхмерия могут изменять направления движения, он могут «вращаться», могут изменять направление своего движения на противоположное. Время этого себе не позволяет. Но некоторые «углы» поворота времени, называемые скоростями, математически оказались возможными, но не так, чтобы повернуть время назад. Это было радикальнейшее изменение, которое вошло в мир с появлением Теории Относительности, потому, что скорость – это поворот времени, поворот оси времени в четырёх измерениях. Время стало частью четырёх измерений, в которых помещено пространство.
Теория Относительности возникла тогда, когда возник новый способ измерения времени, когда свет начали измерять не с помощью движения в гравитационном поле, скажем Земли, а как движения световых волн. Этого небольшого нововведения, которое понадобилось, чтобы ввести правильное определение одновременности, хватило, чтобы произвести революцию Теорией Относительности. Вновь время наполнило новой «порцией жизненной энергии», ранее неразрешимые понятия о мире.
Но Теория Относительности не даёт ответ о природе времени. Что такое время? От Галилея до Ньютона это попытка определения сущности времени через отношение величин. Эйнштейн также не смог объяснить, что такое время. Впервые попытку прикоснуться к природе времени сделал Козырев в середине ХХ века. Он ввёл представление о потоке времени как физической сущности. Для него было важно, что эта сущность не совпадает по своим свойствам ни с материей, ни с пространством, ни с полями ( в обычном их понимании), но, тем не менее, обладает свойствами, которые могут быть физическими и их можно обнаружить приборами. Время – это некая новая физическая сущность.. Впервые Козырев заговорил о физических свойствах времени. Он утверждал, что время как и масса может переходить в энергию. Теория потока времени не подкреплена методологически, чтобы позволить создать новые представления о сущности времени с необычными свойствами, такими как «поток времени переносит энергию, но не переносит импульс», и соотнести эти новые свойства с тем, что уже науке известно.
Не отработано то, что называют принципом соответствия. Пригожин, выстраивая теорию неравновесных структур, коими являются живые объекты, опираясь на второе начало термодинамики, уже говорит о времени нелокальном, времени внутреннем, о стреле времени.
Время образует не только эвклидово пространство, пространство Римана, Минковского и Эйнштейна, как частные случаи пространства как такового. Оно образует, прежде всего, биологическое пространство или пространство для зарождения и развития жизни, в котором вышеуказанные являются лишь видимой его частью. Для описания развития организма из одной оплодотворенной яйцеклетки эмбриологи используют вполне физическое понятие поля, в зоне которого происходят пространственные последовательные стадии организации биологического пространства, в которых каждый процесс происходит тогда и там, где это позволяет координировать его со всем остальным процессом в целом. Это функциональное, а не геометрическое (эвклидово) пространство.
Осмелюсь высказать гипотезу о том, что, как существует Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, так же существует Периодическая система времени, в которой существует определённая закономерность времени жизни любой формы во Вселенной и закономерность процессов, в ней происходящих.
Материя и пространство изменяется во времени, значит, время имеет отчасти и физическую, материальную природу. Имеет физические свойства. Ибо оказывать воздействие на подобное возможно только подобным.
Время – это материя и нематерия, одновременно.
Оно способно быть соразмерным пространству и, одновременно, его размерности превышают размерности пространства - длину, ширину и высоту.
Итак, Вселенная как пространственно-временной континуум имеет некое содержание в виде галактик, звёзд, планет, органической и неорганической форм жизни, очерченное границами от внепространства и вневременья. Если время возникает из внемременья, то их природа и свойства в чём-то схожи, также как вода, как среда, является общей составляющей внутри и вне клеточного матрикса. Основным свойством движения, конечного времени и пространства, является развитие, ибо развитие есть проявленное движение.
Форма и её содержание, имеющее собственное локальное время, не вечна, ибо одним из свойств времени является направленность и конечность в формате «прошлое-настояшее-будущее» для данной формы.
Развивается Вселенная, развивается и клетка, как форма жизни, входящая в неё. Локальное время жизни клетки неизмеримо меньше времени жизни Вселенной и для того, чтобы развитие, как свойство времени и пространства внутри Вселенной сохранялось, клетка должна воспроизводить себе подобных. материальная Вселенная является зримым отражением незримых процессов, которые (двойственность, фрактальность) являются тождественными.
Иными слова, возможно предположить, что То, что находится во вневременьи и внепространстве является: Во-первых: живым, Во-вторых: мыслящим В-третьих: Оно состоит из неких Сущностей, имеющих собственные «границы» и творящих в себе, сообразно своим желаниям и целям.
Заслуга Бога, как Явления во внепространстве и вневременье, заключается в том, что Он смог не только осознать границы собственного «Я», но и вывести собственную энергии мысли и чувств на уровень желания создать Что-то не только в Себе и для Себя, но и общее для Всего сущего, для сущего внепространства и вневременья.. По принципу тождественности, Бог в основу устройства мироздания вложил те же законы, по которым устроено и То «вечное внепространство» и «вневременье», частью которого Он является.
Отличительной чертой Бога, ставящей Его «выше», «могущественнее» всех остальных Сущностей, является не только способность вместить в Себя и уравновесить в Себе все вселенские энергии энергией Его «желания сотворения для всех», энергией Его Мечты. Человек в этом проекте является ключевым звеном, ибо он, также как Бог способен вывести энергии мысли и чувств за пределы собственного «Я» и, значит, обеспечить её развитие.
Вы знакомы с теоремой Гёделя. Невозможно описать систему, используя параметры самой системы. Или что-то в этом роде. Невозможно дать интеллектуальную формулировку времени, исключив его чувственную составляющую. Понять что такое время возможно, только, в начале, прочувствовав его, а не наоборот. При вербальной передаче информации неизбежно уйдёт самое важное.
Ваши модели, безусловно, совершенны и достойны восхищения, но они также отличаются от оригинала, как любая модель клетки отличается от живой. И в этом весь трагизм любого учёного. Возможности слова имеют свои границы. Я бы хотел обратить Ваше внимание именно на восприятие времени как чувства, ибо в интеллектуальном осмыслении Вы почти подошли к пределу. Любая новая «разумная» модель будет являться лишь «модернизацией» старой. Прошу меня простить за столь длинную рецензию. С уважением, Сергей.
|