на главную

 

Дизайн-мистерия

 

Музей бессонницы

 

Леонтия Озерникова

 

Авторскую работу Л.В.Озерникова под названием «Музей бессонницы» нельзя назвать обычной скульптурной композицией. Она скорее напоминает одноактный спектакль, в котором главным действующим лицом является зритель, а скульптуры – это остальные действующие лица. Зритель помещен непосредственно в визуальную среду, в создаваемое автором действие. По ходу пьесы он перемещается по залу и проходит вместе с остальными персонажами все перипетии жизненных коллизий.

В мастерской художника


Интрига композиции состоит в том, что встреча с прекрасным одновременно затрагивает и тему поиска духовности в жизни человека. На фоне эмоционального восприятия великолепных скульптур затронуты вечные вопросы о назначении человечества в целом и каждого человека в частности. Разговор идёт о вечном, о внутренней сущности человека, ставятся вопросы о добре и зле, и о том, на какой из этих сторон находится сам зритель. Композиция предлагает возможность заглянуть в себя, постичь, или сделать попытку постичь, проблемы веры, разума, предопределенности судьбы и свободы выбора.

На примере исторических и мифологических персонажей раскрывается мучительный поиск выбора между добром и злом, начиная от сотворения человека, вкусившего от древа познания, и кончая вознесением человеческой души, прошедшей все испытания в горниле человеческих воплощений.

 

 

Название родилось случайно

 

Бессонница. Кто из вас, хотя бы раз в жизни, не испытал муки бессонницы? Знаете ли вы, как сотни противоречивых мыслей и чувств одолевают в ночной мгле, не давая блаженному покою овладеть сознанием? Бессонница – серьезный момент в жизни человека. Это проживание тем или иным образом некой почти всегда экзистенциальной ситуации, когда человек невольно оказывается перед лицом вечности, в которой вынужден осознавать себя. Если сон мы воспринимаем не только как «отраду», но и как ежедневную маленькую смерть, то бессонница становится более или менее серьезной репетицией предсмертного суда.

 

ангелус



Рис. Ангелус

 

 

Ночное откровение Л.В.Озерникова совершается в космическом пространстве Вселенной, в экзистенциальном одиночестве, в попытке найти гармонию с природой и самим собою. Главное в этом откровении — призрачность жизни вообще и жизни собственной, отделенной от сознания и пропадающей в сумраке ночи. Бессонница отрешает человека от дневных забот и ведет его по пути самопознания, вглубь собственной души, когда человек остается один на один с самим собою и созерцанием звезд в глубине своей души или разглядыванием собственного нутра в черном зеркале ночи, кому как...

Бывает, что, зная какую-то простую истину, после сложных жизненных коллизий, пытаясь найти ответ на вопрос «Почему так произошло?», мы наконец-то прозреваем, понимая смысл этой истины. Тогда после серьёзных испытаний полностью меняется наш взгляд на мир, мы начинаем видеть его в ином свете, постигая скрытые ранее для нас причинно-следственные связи. Иногда прозрение наступает, когда человек осознанно занимается духовным поиском, поиском себя, своего места в мироздании. Моменты прозрения и приобщения к высшему знанию в древности для человека выстраивались неким искусственным образом, и назывались они обрядом посвящения.

Чтобы понять мистерию двенадцати героинь, двенадцати инсталляций, расположенных по кругу – символе Вселенной, нам тоже нужно некое прозрение. Поэтому в этих мистериях мы видим желание автора приобщить нас к этому кругу избранных, к тем, кому известны сакральные тайны бытия. Вслед за художником мы входим в круг  посвящения, где каждый из нас может прикоснуться к сокровенным знаниям космоса и человеческой жизни, где даруется возможность в чём-то прозреть, может быть, увидеть какую-то истину.

 

круг 12

Рис.1

 

Перед нами 12 прекрасных женщин, каждая из которых олицетворяет один из этапов эволюции человеческой души. Почему  же эволюция души воплощена в женском обличии? В этом заключена одна из главных загадок мистерии, которая таким образом сразу подключает нас к тайне сотворения человека.  Ведь когда мы говорим о том, что Бог создал человека, то совсем не следует иметь в виду человека в обычном понимании этого слова. Бог создал творческое начало, некую сущность, которая также как и Он способна к созидающему творчеству. Причем сделал ее двусторонней, в ней есть активная мужская сторона действия, а есть пассивная, женская. Назначение каждой из этих сторон разное. Активная сторона человека занимается внешним преобразованием мира, а пассивная сторона внутренним преобразованием самого творческого начала.

Пассивная или женская сторона души – Анима  присутствует в каждом из нас. Именно к ней обращается автор, к её преобразующему началу, к той части его души, что изменяет внутреннюю сущность человека, что позволяет Аниме исполнить своё предназначение. В этом великом преобразовании состоит смысл всей человеческой жизни, его бытия. Мистерии помогают человеку заглянуть в глубину своей души, увидеть, в чём её великое предназначение.

Круг мистерий начинается с сотворения человека и его грехопадения. Бог не просто создал человека, Он наделил его полномочиями: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Покоряйте и властвуйте рыбами моря, птицами неба, и всем живым, кишащим на земле. Человек пришел в мир уполномоченным Всевышним. Он обладает светом творческого начала, на которого Бог возложил обязанность в каждый миг творить себя, творить свою жизнь, творить свою реальность. И в этом заложен великий смысл миротворчества. Слово «покоряйте» в этом контексте – это, прежде всего, брать на себя ответственность. Причем не только за себя, но и брать ответственность за сохранение всего того, что несёт в себе дыхание жизни. Только человеку Всевышний повелевает «и обладайте, и владычествуйте», а это означает, что каждый сам в каждый миг не только творит себя и свою реальность, но и  творит свою судьбу и судьбу мира. В этой ответственности за судьбу мира видит Бог основное предназначение человека. Он благословил человека, не только передав ему полномочия по дальнейшему преобразованию мира,  но и наделив ответственностью за каждый сделанный выбор.

 

Первая инсталляция. Ева.

 

Увертюра. Ангел гонит свежий воз-дух. Космический небесный дух, очищающий и освещающий душу до грехопадения. Завершается увертюра, зажигается  первый импульс, и …Ева обращается к Адаму…

Это первый взгляд и первая инсталляция. Но с чего же все началось?

 

 

Ева

Рис.2

 

 

Конечно же, с грехопадения. С момента, когда Бог изгнал человек из рая. Или с другого момента, когда Ева предложила Адаму попробовать запретный плод? Но почему он был запрещен? Что в нём было такое? Почему Адаму и Еве нельзя их есть? По общепринятому мнению, это момент, в который совершился величайший переворот в истории человечества – люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей. Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание. Но что же они узнали? Узнали то, что они наги.

Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: "Где ты?". Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся" . –  "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?".

Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: "Что ты это сделала?" Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: "Змей обольстил меня и я ела". Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.

Конец этой драматической истории известен, прогневавшийся Бог изгнал несчастную пару из рая, из Царства Божьего, со всеми отягчающими последствиями: рожать в муках, в поте лица хлеб добывать.

Но давайте посмотрим, к чему приводит подобное толкование сакрального текста. Исходя из этого объяснения, мне, например, как человеку мыслящему, совершенно не понятна мотивация поступков Всевышнего, в которых прослеживается явная провокационность. В психологии такое поведение называется синдромом «Синей бороды». История Синей бороды – это история о человеке, который, хорошо зная о женской слабости – любопытстве, провоцировал ее: «Везде ты можешь ходить, моя дорогая женушка, но в эту маленькую комнату ты входить не имеешь права». Конец, как мы знаем, печален. Любопытство брало верх, и несчастная женщина на этом попадалась. Такие люди, как Синяя борода, с точки зрения психологов, играют в игру под названием «попался, мерзавец». Они специально провоцируют других на неблаговидные поступки, чтобы потом восторжествовать, уличив их. Им совершенно не важна предыстория ситуации, главное – сам факт уличения. Но оставим психологию, поскольку это всего лишь пример того, что нельзя так примитивно толковать текст Библии.

Мне по душе совсем иная интерпретация этих событий. Как уже было сказано, Бог создал некую сущность способную к созидающему творчеству. Причем активная сторона этой сущности – человека занимается внешним преобразованием мира, а пассивная сторона внутренним преобразованием самого творческого начала. Теперь совсем по иному будет звучать история грехопадения. Нет никакого обмана, есть только поиски творческой активности, которые изначально не были запрограммированы Всевышним. Но не ради беспрекословного подчинения Бог создал человека. Таких бессловесных покорных тварей уже было сделано в достаточном количестве. И, тем не менее, Бог этим не удовлетворился, и создал человека, способного к принятию самостоятельных решений.

Вначале Бог предлагает человеку некий вид деятельности, который заключается в познании сотворённых существ и в назначении для них конкретных функций. Это творческое познание окружающего мира, или отражение его в себе. Еве – жене предлагается иной способ познания, который основывается на рассуждениях. Это уже не просто отражение мира в себе, это создание новых образов в своём сознании. Но этот вид деятельности ещё не изучен, он  только опробуется. Это один их тех самых вариантов свободы выбора, который был дарован человеку. И использует его не Адам, а его вторая половина, которая занята исследованием внутреннего мира своей сущности.

Слово Нахаш, что переводится в Библии как змий – искуситель, на самом деле имеет более глубокий смысл. Само слово имеет ещё одно значение – заклинание, гадание, ворожба умом. Если рассматривать слово в контексте, то становится понятным, что нахаш – это качество, изначально присущее человеку, причем женскому началу, тому, что занимается внутренней работой. Но оно ещё не вызрело и на данном этапе находится в стадии развития, становления. Это качество заключается в интуитивном познании мира, то, что можно назвать «ворожбой ума». Нахаш – это фактически первое творение человеческого сознания. Но он  – это пока ещё первая проба, он неполноценен, приземлён, он результат неоформленного желания и мышления.

Диалог с Нахашем – это внутренний диалог с самим собой, со своей самостью. Женщина как бы  рассуждает: «Почему нельзя есть только от одного из деревьев сада, если от других можно? Что может случиться, если от него съесть плод? Бог сказал, что можно умереть. Но кто знает, что такое смерть?» На этом этапе развития у человека появляется интерес к окружающему миру. Это уже не просто отражение мира в своем сознании, это и его осмысление, и желание его преобразовывать. Появляется способность вопрошать, задавать вопросы.

Но тут же возникает и возможность самому себе на них отвечать. Так «ворожба умом» оказывается не менее интересным занятием, чем давать имена разным творениям. В конце концов, мы понимаем, что в результате своих рассуждений женщина всё-таки попробовала запретного плода, и поскольку она не умерла, то предложила его и Адаму. И надо заметить, что с человеческой точки зрения, женщина готова к самопожертвованию, то есть она испытала действие плода на себе, а уже потом стала предлагать его другому существу. Тоже ведь не маловажный факт! 

Результат, как мы знаем, превзошёл все ожидания. Естественно, человек не умер, но, познав «ра» (зло), человек впустил в себя силы разрушения. Древо познания добра и зла – это воплощение созидающих и разрушающих сил. Вкусив плодов от древа познания, человек стал как боги, он стал обладателем, как сил созидания, так и сил разрушения. Но человек был ещё слишком не зрел, даже для того, чтобы защитить самого себя от этих сил. Человек приобрёл способность обладать ими, но вместе с тем он был беспомощен и беззащитен, поскольку не мог ещё ими управлять.

Естественно, что в становлении человеческой сущности подразумевалось, что со временем тот научится управлять силами разрушения, но всё, что случилось, оказалось слишком преждевременно, слишком рано. Человек совсем не был готов к тому, чтобы справиться с силами разрушения, защитить самого себя от их негативного действия.

До сих пор человек был неуязвимым, то есть бессмертным. Ничто не могло уничтожить или разрушить его, ибо таковым он создан Богом. Адам и жена его были «наги», т.е. обнажены, раскрыты и уязвимы, они были фактически беззащитны перед внешними силами разрушения, но не «стыдились», не боялись своей беззащитности, так как эти силы были над ними не властны. Не было внутри них ничего такого, что могло бы притягивать к себе силы зла. Теперь же, вкусив от древа познания добра и зла, впустив в себя способность к разрушению, человек оказался беззащитен не столько перед внешними силами, сколько перед внутренним саморазрушением. Человек понял, что он гол, наг, беззащитен в окружающем мире. И что сделал Адам первым своим действием, познав действие разрушающих сил, – он стал защищать себя: он сшил смоковные листья и сделал себе опоясывания, потом скрылся человек с женою своей среди деревьев сада.

Адам сшил опоясывания из смоковных листьев. Какое же место он укрыл смоковными листьями, что спрятал  он, что хотел защитить? И менее всего здесь подходит скрывание обнажённости в  обычном человеческом понимании. Вне сомнения, что банальных органов размножения, которые попытался бы скрыть обычный человек, оставшись обнажённым, у творческого начала, которое на этом этапе представляет собой человек, просто быть не может. Но тогда тем более не понятно, что же защищает его опоясывание? Слово «опоясывания» в переводе имеет ещё один смысл, который означает «круг», «слой». То есть Адам не просто сшил себе пояса, он сделал слой защиты для себя и жены от внешнего мира. И не только от мира внешнего, теперь ему нужна защита и от собственного распада своей субстанции, поскольку та уже обрела способность к самоуничтожению. Адам стал беззащитен и внутренне, и перед окружающей средой. Противостоять силам разрушения он пока не способен. Услышав голос Бога, Адам спрятался среди деревьев сада. Теперь и общаться с Всевышним непосредственно он уже не может, ведь в Боге сил разрушения содержится не меньше, чем сил созидания. И любое общение на прежнем уровне невозможно: оно стало разрушительным для человека.

Дальнейший диалог с Богом – это не укор и оправдание, и тем более не гнев Всевышнего, изливающийся на головы провинившихся, а обычное объяснение того, что представляют из себя созидающие и разрушающие силы. Структура первочеловека стала зыбка и неустойчива. Всевышний заботится о том, чтобы сохранить эту субстанцию, не дать ей распасться. Он помещает человека в более плотную среду, где материальность мира сама по себе достаточно устойчива, чтобы предотвратить рассеяние сущности человека. Она (среда) не позволит человеку, не умеющему совладать с силами разрушения, уничтожить себя и окружающий его мир.

Овладев силами зла человек, ступил на самый трудный путь развития из всех, которые были предуготованы ему Богом. Преодолеть в себе силы разрушения можно только в результате очень тяжёлой работы над самим собой. Поэтому Бог и сказал Нахашу: «И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством её: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту».

И здесь смысл раскрывается со всей очевидностью закона воздаяния и наказания. Всё негативное в жизни, что получает каждый из нас, есть наше собственное зло, выпущенное нами когда-то в этот мир, это наша «пята», вернее след, оставленный «пятой», наш поступок. Именно он будет «язвить» в голову, когда человек совершает даже самый незначительный проступок. Уровень ответственности очень высок. Нельзя безнаказанно разрушать мир. Каждый раз, когда человек творит беззаконие и несправедливость, нужно помнить, что рано или поздно он пожнёт результаты деятельности своей «пяты», которая всегда будет «язвить» его в голову. Поэтому человек всегда стоит перед выбором. Что даст он этому мир, какими поступками и действиями будет прославлена его книга жизни – созидающими или разрушающими?

Первая инсталляция. Мы видим перед собой Еву. Мы понимаем её как преобразование внутренней сущности человека. Она протягивает нам две половинки яблока. Она предлагает нам сделать выбор, вкусить от древа познания добра и зла. Пустить в себя основные силы творческого начала, пусть, даже, если это будут силы не только созидания, но и разрушения. И впустив в себя силы разрушения, мы должны ступить на самый трудный путь внутреннего обуздания и преобразования этих сил.

И мы делаем этот выбор, мы принимаем эту игру…

 

Инсталляция вторая. Сфинга

 

Время пошло, хронометр стал отсчитывать мгновения жизни, которые как песчинки в песочных часах текут из одного небытия в другое в круговерти человеческих воплощений. Изгнанный человек оказывается в мире, в котором ему предстоит решить немало проблем, отгадать немало загадок, прежде чем он снова обретет Царство Божье.

 

 

Сфинга

Рис.3

 

Кого встречает в своем воплощения человек первым? Сфинкса или Сфингу в женском обличии, которая задает загадки. Неверный ответ означает гибель. По легенде загадка Сфинги звучит примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Ответом является человек, который в младенческом возрасте ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Но кто же такая эта Сфинга? Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона, и считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны  (по другой версии Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом.

Крылатая дева, убивающая юношей, была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Когда Гера наслала ее на Фивы, Сфинга, узнав загадку от Муз, уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам. После того как Эдип разгадал загадку Сфинги, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По этой версии, загадка была стихотворной, и Сфинга съедала не разгадавших ее. Ее изображение было на шлеме Афины.

Есть версия, что Сфинга была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли. По другому истолкованию, Сфинга была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил ее. По еще одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, которая укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.

Но автор предлагает нам другую интерпретацию Сфинги, такой Сфинги, что живет внутри каждого из нас. Вечная загадка Сфинги состоит в том, что задает она постоянно один и тот же вопрос: «Человек, кто ты?»

Бог дал человеку то, чего не давал ни одному своему творению. Свет творчества, который создал Бог в Первый день, есть и в человеке. Он не только владеет им, но несёт его в мир, чтобы делиться, отдавая всем творениям. Всевышний наделил человека полномочиями: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, так же, как до этого говорил рыбам моря, птицам неба, и всем живым, кишащим на земле. Но только человеку Всевышний повелевает «и обладайте, и владычествуйте», т.е. человек должен взять на себя ответственность за сохранение всего того, что несёт в себе дыхание жизни.  И это означает, что каждый сам в каждый миг не только творит себя и свою реальность, но и  творит свою судьбу и судьбу мира. В этой ответственности за судьбу мира видит Бог основное предназначение человека. Всевышний благословил человека, передав ему полномочия по дальнейшему преобразованию мира, и наделив ответственностью за каждый сделанный поступок. Самым главным моментом во всей истории творения стало привнесение «творчества», наделяющего каждую частичку этого мира свободой воли. Теперь именно творчество становится основным законом жизни и деятельности всей Вселенной.

У человек есть право выбора. Но как он воспользуется этим правом, что принесёт он в мир? Вечная загадка Сфинги: «Человек! С чем ты пришел в этот мир? Что можешь ты ему дать? Кто ты, человек, созидатель или разрушитель?»

 

Инсталляция третья. Венера.

А теперь встречайте! Вот оно рождение человека, рождение новой жизни! Рождается непорочное дитя, невинный и прекрасный младенец. Появление новой жизни художник изображает в облике рождения Венеры, воплощённой в виде жемчужины в раковине. Магия рождения олицетворена с магией жемчуга, волшебные свойства которого связывались с целебностью, рождением и погребением.

 

 

Венера

Рис.4

 

Вызывает ли у кого-нибудь сомнение в том, что ночью правят женские силы природы? Или что два самых ярких светила на небе – это Луна и Венера? Яркость Луны очевидна. Но многие ли из нас, мучаясь от бессонницы, смотрели в предрассветное небо или после заката, чтобы увидеть звезду столь яркую и сияющую, что одним своим присутствием она внушает благоговейный трепет? Это Венера. Она появляется и как утренняя, и как вечерняя звезда, и в обоих случаях одинаково прекрасна. Символизм авторской композиции прозрачен: женское правит ночью, мужское правит днем.

Богиня Венера имеет длинную родословную, которая уходит корнями в глубокую древность, где она была известна как Иштар. Легенда гласит, что Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза. По мере того как она опускалась все ниже и ниже, стражники, охраняющие врата ада, срывали с неё одежду и украшения, но она всё равно продолжала отчаянно рваться вперёд, разыскивая своего Таммуза. В итоге она, обнаженная и продрогшая, оказалась в самом темном сердце ада, где столкнулась с Эрешкигаль, наводящей ужас царицей тьмы, которая подвесила Иштар на крюк и оставила в темноте умирать. Но мир не может жить без любви, и боги пришли ей на помощь.

Когда Венера является утренней звездой, она представляется юной и прекрасной богиней эротической любви, в союзе со своим Таммузом-Адонисом. Когда она перемещается ближе к Солнцу, то становится невидимой, и это символизирует ее путешествие в подземное царство; когда же она появляется вновь вечерней звездой на небосводе, то она уже царица небес, которая прошла сквозь тьму и знает всё обо всём. Так психолог Сильвия Перейра интерпретирует путь Венеры.

В римской мифологии Венера была первоначально богиней цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой. Древние различали множество ипостасей Венеры. Существует, например, Афродита Урания, которая представляет собой то, что психологи-архетиписты называют анима мунди (anima mundi), или женской душой мира. Артемидор (I-II век н.э.) писатель и легендарный толкователь сновидений из Далдиса (Лидия) считал, что Венера является олицетворением Природы и Прародительницей Вселенной.

Наша Венера лежит в раковине, сакральный символизм которой рассматривает её, как лоно жизни, жемчужину – как плод, морскую воду – как влагу, наполняющую чрево. Форма раковины многозначна, створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, поскольку их половинки трудно было отделить друг от друга. Афродита, «рожденная из моря», часто изображалась на раковине.

Но для нас эта инсталляция символ рождения новой жизни. Невинное дитя входит в новый круг воплощения, ясными глазами взирая на окружающий мир.

 

 

Круг второго плана

 

В авторской композиции явно обозначены два круга. Первый круг – это круговерть пути воплощенной души. Второй круг, а точнее круг второго плана, это композиция средоточения людских желаний, идеалов, устремлений. Это то, что наполняет жизнь человека смыслом или соблазном, или поиском истины. Здесь как в жизни грустное и смешное рядом. Так же, как в одном человеке может уживаться и цинизм, и одухотворённость, так и здесь нелепое соседствует с возвышенным, а низменное – с благородным.

Смысл этого круга в том, что жизнь надо принимать такой, какая она есть, нельзя делить в ней всё только на белое и черное. Да и себя самого неплохо бы воспринимать таким, каким ты есть. К.Юнг считал, что мы до такой степени привыкли идентифицировать себя со своими мыслями, что всегда подразумеваем, будто мы сами их авторы. И часто это, как ни странно, именно самые невозможные мысли, за которые мы ощущаем величайшую субъективную ответственность. Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии, то, возможно, они быстрее осознали бы необходимость рассматривать именно такие мысли как объективные события.

Человек – это сосредоточие немыслимых чувств, желаний, поступков и действий. Порой закоренелый циник совершает альтруистский поступок, не осознавая мотивов своих поступков и в противоречии всей предшествующей логике событий.

С другой стороны, все мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле, а это не всегда получается. И надо не бесконечно переживать причины своих неудач, а научиться делать правильные выводы, чтобы повторно не наступать на те же грабли. Это не должен быть поиск оправданий своим проступкам, это должно быть принятие их в покаянии. Поэтому именно с этой точки зрения, т.е. покаяния, а не оправдания надо рассматривать следующую инсталляцию.

 

 

Презентация камня

 

К кругу вопросов, связанных с достижением царства Божьего, относится одно неканоническое речение, приведенное у Тертуллиана: «Никто не достигнет царствия небесного, кто не преодолел искушения». Это изречение отражает один из моментов становления христианской морали. В царство Божие попадут не просто добродетельные люди, а те, которые прошли через испытания, искушения. Преодоление соблазнов становится как бы обязательным условием спасения.

 

камень

Рис.5

 

Поэтому круг второго плана открывается презентацией камня, того самого, который, как известно, предложил бросить в блудницу Иисус тому, кто сам без греха. История же камня такова. Книжники и фарисеи, желая найти какое-нибудь обвинение Иисусу, привели в храм женщину, застигнутую при совершении ею прелюбодеяния, и, поставив пред ним среди расступившегося народа, сказали: «Учитель! Эта женщина взята в самом поступке прелюбодеяния. Вот свидетели тому. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Что ты скажешь?  Как нам поступить? Побить ее камнями или отпустить?»

Предлагая такой вопрос, фарисеи были уверены, что как бы ни ответил Иисус, это даст повод его обвинить. Если он скажет – побейте ее камнями, как повелел вам Моисей, – то его можно обвинить перед римским правителем Иудеи, так как римские законы не допускали смертной казни за прелюбодеяние. Если же Иисус скажет – отпустите ее, – то его можно будет обвинить в нарушении Закона Моисея.

Задав свой вопрос, фарисеи, смотрели на Иисуса, как на поставленного в безвыходное положение человека. Но тот, низко склонившись, писал что-то на земле, не обращая ни на кого внимания. Молчание Иисуса раздражало обвинителей, и они продолжали спрашивать его, много раз повторяя свой вопрос. Но он всё молчал. Наконец, Иисус, подняв голову и посмотрев на нетерпеливых фарисеев, сказал: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. И не желая даже видеть, какое впечатление произвели его слова на коварных обвинителей, опять наклонился низко и продолжил писать на земле.

Слова Иисуса произвели потрясающее впечатление. Никто не смог бросить камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, и со стыдом удалились. Иисус пощадил удалившихся и даже не посмотрел на них.  Когда храм опустел, он обратился к грешнице, стоявшей неподвижно посреди храма, с вопросом: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Вопрос Иисуса вывел ее из томительного оцепенения, и она ответила: «Никто, Господи». «И я не осуждаю тебя; сказал Иисус, иди и не греши впредь».

Иисус не осудил грешницу, хотя и не простил её, т.к. неосуждение не равносильно прощению. Не осуждаю, значит, вся ответственность лежит на совести человека. А это есть одна из самых тяжёлых привилегий человеческой души. В этой инсталляции видим авторский призыв: «Воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Даруй мне, Господи, зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

 

Колчан Амура - снайпера

 

За возлежащей в своей раковине Венеры, еще даже не успевшей открыть глаза, уже стоит приготовленный колчан и лук с оптическим прицелом. Видно где-то недалеко прячется и сам снайпер. Так что же Амур? Он тоже парень не промах. Его не увидишь теперь с луком и колчаном стрел за спиной, он предпочитает им либо  новейшую снайперскую винтовку, либо, на худой конец, лук с оптическим прицелом.

Прошу прощения у придирчивого читателя за то, что позволяю себе цитировать следующее стихотворение. Но право, этот вирш лучше любых слов объяснит вам смысл этой инсталляции.

 

 

Рис.6

колчан

 

Амур коварный неудачно

Меня подранил как-то летом,

Сказать по правде, этот мальчик

Довольно редко бьёт дуплетом.

 

Так вот, влюбился беспримерно

Стрелой амурной одинокой,

А баба оказалась стерва,

Он не попал ей даже в ногу.

 

Скажите, ну какого же рожна,

(я задаюсь вопросом обалдело)

Такая баба мне нужна,

Чтоб, значит, ни душе, ни телу?

 

Прибить бы мне того Амура,

Да руки коротки, хотя и тяжелы,

Ты что ж пускаешь стрелы-дуры

Заместо метко пущеной стрелы?

 

Тебе пора на переподготовку

Давно уж арсенал твой устарел,

Проси у Зевса мощную винтовку,

И к ней приладь оптический прицел.

 

Амур, во всём ты виноватый,

Учись стрелять, сопливый ангелок,

Чтоб звался ты не пупс крылатый,

А ворошиловский стрелок

Алекс Мочалкин

 

 

Четвёртая инсталляция. Сивилла прорицательница.

Сивилла прорицательница – это следующая инсталляция большого круга воплощения.

 

Сивилла: вещая! Сивилла: свод!

Так Благовещенье свершилось в тот

Час не стареющий, так в седость трав

Бренная девственность, пещерой став

Дивному голосу...- так в звездный вихрь

Сивилла: выбывшая из живых.

М. Цветаева

 

 

Сивилла

Рис.7

 

 

Первоначально греки называли так женщин-пророчиц. Существует легенда о том, как Сивилла предложила римскому царю Тарквинию Древнему купить девять книг ее пророчеств. Царь отказался купить эти книги за назначенную Сивиллой цену, и тогда Сивилла сожгла три книги и предложила купить оставшиеся. Царь опять отказал, но, когда ясновидящая сожгла еще три книги с начертанным будущим, он купил оставшиеся за первоначальную цену, за которую он мог получить все девять книг. Потом эти книги хранились у специально назначенных жрецов, и к ним обращались только по особому распоряжению сената. Во время распространения христианства в 405 г. Стилихон окончательно уничтожил все сивиллины книги как пережиток язычества.

В другой легенде («Метаморфозы» Овидия), говорится, что Энея встречает Сивилла, уже пережившая несколько поколений. Она рассказывает, что Аполлон выполнил ее просьбу дать ей столько лет жизни, сколько пылинок окажется в пригоршне пыли, однако при этом она забыла выпросить у бога еще и вечную молодость. Сивилла была чудовищно безобразна, и её единственным желанием было умереть. В "Сатириконе" Петрония Тримальхион рассказывает, что видел Сивиллу подвешенной в бутылке, которая на вопрос: "Что ты хочешь?" отвечала: "Хочу умереть".

 

Великая Сивилла наделена особым даром, с ней не могла сравниться ни одна жрица  Дельфийского оракула. Никакая другая не была так любима и одержима Богом, как она. С широко отверстыми устами изрекала она свои прорицания, и никто не  мог  выдержать вида ее, когда она предавалась своему Богу. Его могучее дыхание вырывалось у нее изо рта, и рассказывали, что речь ее была неистова,  точно  бушующее пламя, - так любил ее Бог. Он вещал лишь через нее, отвергая всех  других, и это продолжалось долгие годы. Ибо, кто был столь близок к божеству,  как она, тому умереть непросто, в  ней,  должно  быть, особая  сила таится и по сей день. В кого Бог однажды  вселил  свой  дух,  того  он  не бросит, в том он останется жить, даже проклятием.

Но здесь вы видите не безобразную старуху, вещунью всевозможных бед, а прекрасную прорицательницу…

Мистерия предлагает новой рождающейся душе разгадать вечную загадку Сфинги. Но в какой уже раз воплощается душа? Что стоит за сонмом её бывших воплощений? Для человеческой души прошлое скрыто так же, как и будущее. Человек рождается как чистый лист, на котором можно писать, все что угодно. Нет груза бывших воплощений, нет боли и мук, изводивших человека в прошлом. В забвении скрыты все прошлые грехи, как будто нет их у человека, и никогда не было. Ему даётся шанс с нового, чистого листа писать свою книгу жизни.

А в книге будущего – книге судьбы уже записаны все события, проблемы которых так или иначе связаны с прошлыми воплощениями. И то, что было не решено в прошлом, предстоит решить в будущем. Книга судьбы находится в руках Сивиллы прорицательницы. Захочет ли она вам открыть её страницы, и в каком из магических кристаллов она будет вам их читать?

А с другой стороны, хотите ли вы знать о своём прошлом, мучиться воспоминаниями о непоправимом, или знать будущее, в котором, так или иначе, отражается прошлое. Может быть,  суд забвения прошлых грехов нам во благо? Это освобождает человека от груза прошлого и позволяет начать всё с нуля. Действительно, начать с начала, с самого начала. Не задавайте Сивилле вопросов, каким бы соблазнительным не выглядело бы это желание. Вы видите, она находится не на земле, она парит вне её, она не подвластна земному притяжению.

 

Пятая инсталляция. Гетера.

 

Культовая мечта в Америке 50-х годов – это розовый Кадиллак. Легенда гласит, что Элвис Пресли, купив 14-й по счету Кадиллак – новенький белый Эльдорадо – додумался окрестить его, разбив бутылку вина об капот, как это делают перед спуском корабля со стапелей. Розовое пятно никак не удавалось стереть, и было принято радикальное решение – выкрасить машину целиком в розовый. В официальном каталоге Кадиллака никогда не было розового цвета, но розовый Кадиллак с ракетными килями стал олицетворением американского автомобиля и одним из самых ярких символов Америки. Сейчас уже розовым Кадиллаком никого не удивишь, как и другие мировые символы, он канул в Лету. Но мечта о чём-то несбыточном осталась.

 

гетера

Рис.8

 

У Озерникова она воплощается в ироничную розовую мечту беспрекословного женского повиновения. О женском повиновении или неповиновении можно говорить долго. Вспоминается такая притча. Джин из волшебной лампы обещает человеку, освободившему его от тысячелетнего заточения, исполнить любое желание, но только одно. Человек, после долгих раздумий, попросил джина построить шоссейную дорогу с твердым покрытием между Америкой и Австралией. Джин возмутился: «Ты сам-то понимаешь, что просишь? Это же, сколько бетона надо, свай километровых, глубина-то в океане какая! Нет, проси, что хочешь, но только не такие затраты». Человек поразмыслил – и правда, наверно, погорячился, – и говорит: «Хочу жену с беспрекословным поведением». Джин наморщил лоб, призадумался на пару минут, и отвечает: «Тебе сколько полос на трассе делать – четыре или шесть?».

Вот она – мечта, вся в розовом, как в ночных грёзах, угодливо изогнув спину, держа в руке поднос со всевозможными напитками на все случаи жизни. Само воплощение исполнения всех желаний. Сама покорность, живущая единственным желанием угождать. Золотая рыбка на посылках. Не правда ли заманчиво? Ты повелитель, тебе беспрекословно подчиняются, ты можешь всё… Вот он – соблазн и вожделение.

Но мистерия этой инсталляции говорит нам, что не элементарное зло соблазняет, а зло сложное и запутанное. Пленяет, как считает Бердяев, неясность и мутность, влечет нарушение всех границ, всех межей, всех различений. Это верно для интимной жизни человека, верно и для жизни общественной. И хочет человек броситься в бездну, отдаться стихиям в надежде, что обретет он новую землю, достигнет блаженства, что познает Царство Божье ещё в этой жизни. Но на этом пути теряет человек свою личность, свою душу, свою свободу, становясь зависимым от своих желаний и вожделений.

 

Шестая инсталляция. Диско-Саломея.

 

Кульминацией зависимости от своих желаний и вожделений является следующая инсталляция прекрасной Саломеи. Мистерией выбора между добром и злом служит эта фигура. Трагическая история о Саломее звучит по-разному. Но в главном мы знаем, что за свой прекрасный танец она попросила у Ирода Антиппы, тетрарха Иудеи, голову Иоанна Крестителя. В отрывке из пьесы Оскара Уайлда «Саломея» (перевод Константина Бальмонта) эта история звучит так.

 

Ирод Антиппа, тетрарх Иудеи, просит прекрасную Саломею танцевать для него. 

 – Жизнью моей, короной моей, богами моими. Все, что ты пожелаешь, я дам  тебе,  будь это половина  моего  царства, если ты будешь  танцевать для меня. О! Саломея, Саломея, танцуй для меня.

– Ты поклялся, тетрарх.

– Я поклялся, Саломея. Что бы я не пожелала, будь это половина твоего царства?

– Будь это половина моего царства. Как ты прекрасна будешь царицей, Саломея, если тебе угодно  будет пожелать половину моего  царства. Не правда ли, она  будет очень красивой царицей?.. А! Здесь холодно! Холодный ветер, и я слышу... 

– Я буду танцевать для тебя, тетрарх.

Закончился танец, Саломея просит принести ей голову Иоанна Крестителя.

 

– Ты поклялся, тетрарх.

– И  я никогда не  нарушал своего  слова. Я не из тех, кто нарушает свое слово. Я  не умею  лгать.  Я  раб  своего слова, а слово мое есть слово царя.  Царь Каппадокийский всегда лжет,  но он и не настоящий царь. Он трус. Он  мне  деньги должен, а не хочет платить, он даже оскорбил моих послов. Он говорил очень обидные вещи. Но цезарь его распнёт, когда он  вернется в Рим. Я уверен, что цезарь распнёт его. А если нет, он умрет,  съеденный  червями. Пророк предсказал это. Что ж! Саломея, чего ты ждешь?

– Для  моего собственного удовольствия я прошу на серебряном блюде голову Иоканаана. Ты поклялся, Ирод. Не забудь, ты поклялся.

– Я знаю. Я поклялся моими богами,  Я хорошо это  знаю. И все же, я умоляю тебя, Саломея, проси у меня чего-нибудь другого, проси половину моего царства, я дам тебе его. Но не проси у меня то, чего ты просишь.

– Я прошу у тебя голову Иоканаана.

– Нет, нет, я не хочу.

– Ты поклялся, Ирод.

– Послушай,  Саломея,  надо  быть разумной, не  правда ли?  Ведь,  правда, надо быть разумной? Я никогда не  был суров  к тебе. Я всегда тебя любил... Быть может,  я слишком любил тебя. Так не проси же у меня этого... Это чудовищно, это ужасно  просить у меня этого.

В сущности, я думаю, ты это не серьезно. Голова обезглавленного – некрасивая вещь, не  правда  ли?  Девушка  не должна  смотреть  на  такие  вещи.  Какое удовольствие  может это  тебе доставить? Никакого.  Нет,  нет, ты  этого  не хочешь... Послушай  меня  одну минуту.  У меня есть изумруд, большой круглый изумруд, который  послал мне любимец цезаря. Если ты  посмотришь сквозь этот изумруд, ты  увидишь вещи, происходящие  на громадном  отдалении. Сам цезарь носит камень совершенно подобный этому, когда  идет в цирк. Но  мой  изумруд больше. Это самый большой  изумруд в мире. Не правда  ли,  тебе хочется его? Пожелай, и я дам тебе его.

– Саломея. Я прошу голову Иоканаана.

– Ты не слушаешь  меня, ты  не слушаешь меня. Дай  же  мне сказать, Саломея.

– Голову Иоканаана.

Ну, что же ты хочешь, Саломея? Скажи мне, что ты хочешь, и я дам  тебе это! Я  дам тебе  все,  что ты попросишь. Кроме одной  вещи.  Я  дам тебе все,  что  имею,  кроме одной жизни.  Я  дам  тебе облачение Первосвященника. Я дам тебе завесу Святая Святых. Иудеи. О! О!

– Дай мне голову Иоканаана.

Ирод садясь: - Дайте ей то, что она просит! Воистину она дочь своей матери.

 

Большая черная рука,  рука  палача, показывается из водоема, держа  на серебряном  щите  голову  Иоканаана.  Саломея  ее схватывает. Ирод  скрывает голову в своей мантии. Иродиада улыбается и  опахивается  веером.  Назареяне опускаются на колени и начинают молиться.

Саломея.

– А, ты не хотел мне дать поцеловать твой рот, Иоканаан. Хорошо, теперь я поцелую  его.  Я укушу  его  зубами своими, как  кусают  зрелый плод.  Да, я поцелую твой рот, Иоканаан. Не говорила ли я тебе? Ведь говорила? Так вот! Я поцелую его теперь. Но почему  ты не смотришь на меня, Иоканаан? Твои глаза, которые были  так  страшны, которые  были  полны гнева и  презрения, закрыты теперь.  Почему они  закрыты?  Открой  глаза  свои!  Приподними  свои  веки, Иоканаан. Почему ты  не смотришь  на меня? Ты боишься меня, Иоканаан, что не смотришь на меня?..

А! Иоканаан! Иоканаан,  ты  был единственный человек,  которого я любила. Все другие внушают мне отвращение.  Но ты, ты был  красив. Твое тело было  подобно колонне из  слоновой кости на  подножии из серебра.  Оно  было подобно саду, полному голубей и серебряных лилий. Оно было подобно  башне из серебра, украшенной щитами из слоновой кости. Ничего на свете не  было белее твоего  тела. Ничего на свете не было чернее  твоих волос. В целом  свете не было  ничего  краснее  твоего   рта.  Твой  голос  был  жертвенным  сосудом, изливающим странное благовоние, и,  когда я  смотрела  на  тебя,  я  слышала странную музыку!

…Тетрарх начинает подниматься по лестнице.

Слышен голос  Саломеи: «А!  Я поцеловала твой рот, Иоканаан, я поцеловала твой рот. На твоих губах был  острый вкус. Был это вкус крови?.. Может быть,  это вкус  любви.  Говорят, у  любви острый  вкус. Но  все  равно. Все  равно.  Я поцеловала твой рот, Иоканаан, я поцеловала твой рот».

Луч луны падает на Саломею и освещает ее.

Ирод, оборачиваясь,  видит Саломею.

– Убейте эту женщину…

 

Саломея

Рис.9

 

 

Перед собой мы видим величественную, танцующую Саломею. Ещё нет пока ужасной отсекновенной головы. Она пока танцует. У неё ещё есть выбор.

Но уже нависли над ней соблазн и вожделение. Вожделение и отчаяние, и страсть вожделения, которая позволяет преступить все мыслимые границы морали и нравственности. В жизни человека иногда наступает такой момент, когда кажется, что ещё чуть-чуть, ещё одно усилие, одно действие, и ты достигнешь того, к чему так долго стремился. Но задайте вопрос Саломее, стала ли она более счастлива, заполучив Иоанна таким способом. Задайте вопрос себе, когда последнее усилие потребует от вас пройти «по трупам» к достижению цели, сделает ли это вашу жизнь более счастливой?

О! Саломея, танцуй, танцуй, Саломея! Все, что пожелаешь, ты получишь, о-о, Саломея, если будешь  танцевать. Танцуй, танцуй, Саломея!

Ты всё ещё надеешься приобрести блаженство?

 

Стенд деликатного доноса

 

Эта инсталляция относится к кругу второго плана. Поднимается одна из самых животрепещущих тем – тема доносительства. С начала эпохи христианства нам известен персонаж, который за 30 серебренников донёс на своего учителя. Тема актуальнейшая –  здесь и соблазн, и предательство, и нравственное падение.

Но давайте внимательно рассмотрим, что такое донос, его истоки, как развивается этот феномен в человеческой истории. Простейшим ответом на вопрос «что такое донос?» является следующее толкование. Это информация, которая сообщается индивидом власти, т.е. благодаря доносам, власть не только владела информацией, но и контролировала ситуацию, и с помощью такой системы сбора информации, власть оставалась властью.

 

Донос

Рис.Донос

 

Как пишет Д.Степанов (www.polit.ru), ещё во времена становления Московского государства московские князья с целью укрепления своей власти обязывали своих вассалов доносить о замыслах против них. А Соборное уложение 1649 года уже говорило о смертной казни «безо всякой пощады» в случае недонесения о заговоре против «царьского величества» . И уже тогда следовало извещать о родственниках изменника, которые ведали об измене и которых тоже ждала смертная казнь.

Петр I пошел дальше. Создав в 1718 году Тайную розыскных дел канцелярию, он делает доносительство профессией. Доносчик, в случае подтверждения сообщенных им сведений, получал половину штрафа, наложенного на обвиняемого. А дальше – больше. Впереди тайная экспедиция Сената и III отделение. Донос живет и здравствует вплоть до Февральской революции. В 1917 году после смены власти, пока царила неразбериха, Временное правительство уничтожает систему сбора информации, которая очень могла бы пригодиться. Сохранив ее, Керенский, может быть, смог удержаться у власти, своевременно узнав о готовящемся перевороте. Но было поздно. Происходит Октябрьская революция, у власти становятся большевики. Именно им удаётся воскресить донос.

В своем стремлении любыми способами удержать власть Ленин возвращается к системе политического контроля, яростным противником которой он был до революции. В условиях разгоравшейся гражданской войны, наиглавнейшей целью партии было своевременное получение объективной информации о реальных настроениях населения. В июне 1918 года создаётся информационно-организаторский отдел ЦК, куда стали стекаться отчёты о настроениях населения из губкомов. Начинается активная деятельность по налаживанию связи с людьми «на местах». Но слишком мал был тогда партийный аппарат. Срочно требовалось учреждение, для которого политический контроль стал бы главной целью существования. Таким учреждением стала ВЧК, которая в первую очередь выпускает циркуляр, где разъяснялось, что каждый коммунист обязан прислушиваться к ведущимся вокруг него разговорам, сообщать подозрительное Особому отделу, что ни один коммунист не имеет права отказаться дать сведения о том или ином лице, или от поручения познакомиться с той или иной личностью по указанию особотдела, ходить в указанный дом и сообщать, что там говорилось.

Итак, донос возрожден.

Именно в период тоталитаризма донос расцветает ядовитым цветком, опутывая каждого. При тоталитарном режиме для него существуют самые благоприятные условия. И исторический опыт подтверждает эту точку зрения. Донос породил страх, которого не было даже в Средневековье. Страх сковывал души, умы и сердца людей.

Официальная идеология только поддерживала донос. Главным героем эпохи становится Павлик Морозов, который доносит на своего отца. Лидия Тимащук – предательница своих коллег, имя которой, как писала в «Правде» журналистка Ольга Чечеткина, «стало символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины».

Поиски врагов и вредителей – вот цель доносов. Без постоянной информации, поставлявшейся в центр осведомителями, Сталин мог лишиться власти. Одновременно под лозунгом развития критики развертывалась кампания по поощрению публичных доносов, демагогических обвинений. Все общемировые моральные ценности были подавлены доносительством. «Стукачество» официально провозглашалось новой классовой моралью.

После смерти Сталина Хрущев осудил репрессии, осудил кровавую политику Сталина, но не осужденными остались доносчики. При Брежневе, во времена застоя доносительство становится иным. Донос теперь не героическая обязанность, а скорее подленькая тихая выгода, обязательно с какой-нибудь целью. Уже нет идейных доносчиков. Если и доносить, то чтобы продвинуться наверх или, например, защитить диссертацию. Если при Сталине грезились повсюду гнусные вредители, то при Брежневе выявлялись «ярые антисоветчики». И стукачи царапали доносы на человека, если, например, у него были книги «самиздата». КГБ внедряло своих агентов в каждое ведомство или организацию. Агентурная сеть продолжала прекрасно работать, а доносчик продолжал прекрасно себя чувствовать.

Вот что по этому поводу говорит  протоирей Д. Константинов: «В 1979 году я стал священником, и мои собратья принялись методично втолковывать мне, словно азбучную истину, что в стукачестве, в тайном доносительстве на брата своего нет ничего зазорного, необходимо только быть благородным стукачом, стукачем-джентльменом, соблюдать стукаческий кодекс, первый параграф которого гласит, что ни в коем случае нельзя называть священнослужителя-доносчика стукачем, нельзя даже шепотом признаваться, что этим грязным ремеслом промышляют многие наши архипастыри и пастыри, нельзя признаваться, чтобы не дискредитировать Церковь и не соблазнять малых сих». Апологеты стукачества, словно магическое заклинание повторяют давно утратившие всякий смысл формулы: «вынудили», «заставили», «должны были». Это очередное мифотворчество: заставить можно одного, двух, трех, но не всех. Махровым цветом расцвела система тоталитарного контроля. В советской среде появились афоризмы, оправдывающие доносительство: «Лучше «стучать», чем перестукиваться».

Доносительство глубоко въелось в нашу плоть и кровь, считает Д. Константинов, донос на ближнего стал обычным, повседневным занятием. Вот для чего неустанно трудился КГБ, вербуя как можно больше людей в доносчики. Им не нужны были наши рассказы и отчеты: им нужны наши души.

Но, если думаете, что композиция под названием «Стенд деликатного доноса» - это памятник безвозвратно ушедшему прошлому, то вы глубоко заблуждаетесь. И вот, когда в очередной раз ради повышения по службе, или еще по какой иной причине захочется произнести: «Довожу до Вашего сведения, что…», вспомните, как писал О.Уайльд: «…что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу».

 

Седьмая инсталляция. Роботесса и её мотошут

 

А перед нами следующий соблазн. О, какой невыразимо пленительный соблазн! Но как же нелепо он выглядит? Перед нами Роботесса и её мотошут. «Дама с собачкой» или человек будущего. Да, да, именно так будет выглядеть человек будущего, если не по форме, то по содержанию – точно. Это результат технологического «всемогущества» человека.

 

Роботесса

Рис.10

 

Познав силу науки и провозгласив себя венцом природы, человек решил, что его возможностям нет предела. Но, открыв природу атомного ядра, расшифровав генетический код, освоив нанотехнологии, тем не менее, человек не стал более мудрым. Увы, человек постиг знания, но не постиг мудрости. И отсутствие мудрости заключается в том, что он не умеет делать долгосрочные прогнозы и всегда удовлетворяется лишь сиюминутной выгодой. Философ В.В.Налимов писал: «Чего не смогла сделать наука? Наука не смогла понять природу человека. И этому человеку, природу которого она не понимает, наука дала страшные силы». Эти силы становятся всё более разрушительными. Катастрофически разрушительными. Они разрушают не только окружающий мир, но и внутреннюю природу человека. В человеке постепенно уничтожается всё человеческое.

Как-то незаметно смысловой тезаурус изменился и в нашей душе уже не звучит вопрос: кто ты человек – созидатель или разрушитель. Пафосность вопроса исчезла сама собой. Созидающая функция человека резко сузилась и замкнулась исключительно на материальных потребностях человека.

Мы превратились в общество потребителей. Теперь вся жизнь вертится вокруг максимального удовлетворения наших желаний и вожделений. Принцип «хлеба и зрелищ» стал жизненным кредо миллионов людей. Всё подчинено этому, включая и науку. Нынешний «прогресс» и стремление жить в комфорте по западному образцу стал довлеющей идеологической установкой современного общества. Этот тип мышления и образ жизни возносится чуть ли не в ранг национальной идеи, которая усиленно насаждается и культивируется средствами массовой информации.

Кем или чем может стать человек, идя по пути технологического прогресса, когда все мысли желания направлены только на удовлетворение материальных потребностей? Ответ перед нами. Очередная инсталляция предлагает нам человека будущего – роботессу. Перед нами вершина технократической цивилизации, апофеоз технологической мысли. Без души и без совести, руководимый одним рационализмом и желанием удовлетворения своих всё возрастающих потребностей.

Оглянись, человек. К чему стремишься ты?

Счастьемер

 

Еще одна инсталляция, относящаяся к кругу второго плана.

Вопрос о том, что такое счастье, является далеко не таким праздным или риторическим, как нам бы хотелось. И, конечно же, счастье каждый понимает по-своему. Но, что если бы был прибор – измеритель счастья? Прибор «счастьемер», датчики которого снимают показания с сознания, как меру рационального подсознания, эмоции и физиологию, как составляющую энергетических импульсов, проводит мониторинг человека, выдавая рекомендации в зависимости от результатов, насколько находится человек в гармонии со своими чувствами, желаниями.

 

Счастье

Рис.13

 

Или было бы неплохо ввести в школе предмет «счастьеведение», на котором юному пытливому уму давалась возможность постичь ответ на вопрос, что такое счастье, как достичь гармонии с внутренним миром. Даже не решение проблемы, а уже сама постановка вопроса «что такое счастье?» заставляет задумываться о том, что на самом деле может дать возможность испытать его.




Репродуктивный посланник.

Современное отношение к сперматозоиду приписывает некую вульгарность в его обозначении. Мы можем нормально говорить о нём с точки зрения биологии или медицины, а с точки зрения культуры в нём присутствует некая непристойность.

 

Посланник

Рис. Посланник

 

Озерников хочет исправить такое положение вещей, создав памятник сперматозоиду. Ведь в нём содержится бесконечное количество информации о будущих героях, великих поэтах, художников, полководцев! Конечно, они пока ещё не воплощены в виде серьёзных мужей с бородами и усами, это потом, в будущем, им сделают памятники из бронзы и мрамора. А их изначальному материалу? Посмотрите, какой наш посланник  задумчивый, целеустремлённый, чистый. Он стремится в небо, в космос, и в себе несёт генную память, продолжающую человеческий род. Он одухотворён изначально - ведь в нём уже есть душа…

Или нет?

 

 

Восьмая инсталляция. Шехерезада – Медиа.

 

Вначале было слово. И слово было у Бога…

Но потом пришли искусные рассказчики и заменили реальный мир миром вымышленным. Наша Шехерезада – это красотка-телеведущая, которая шепчет на уровне подсознания: оставайтесь с нами и мы покажем вам ещё 1001 серию очередной мыльной оперы. Вы отрешитесь от всех реальных забот, вы погрузитесь в прекрасный мир сказки или замещающей её матрицы. Мы заменим мир медиапризраками, и они станут для вас реальней, чем вы сами.

 

Шехерезада

Рис.11

 

 Постепенно из простого источника информации Шехерезада - Медиа стала ее манипулятором и на вершине своего роста превратилась в модератора действительности, как, например, считает С.Минаев. И с ним нельзя не согласиться. Не так уж и важно - случилось ли событие на самом деле. Главное, что оно существует в медиа-пространстве, а значит - в умах людей. Искусственно сгенерированные события стали пищей, которые Шехерезада - Медиа подкидывает обществу, для того чтобы последнее ежесекундно порождало контент в виде своей реакции на увиденное.

И перед нами возникает ещё один из главных вопросов современности: насколько человек может управлять сам собой? Или же им постоянно манипулируют? Внушая не свойственные ему эмоции и мысли, которые появились в результате нашептывания Шехерезады. Навязанные информационной средой чувства страха и ненависти, любви и преклонения, отвращения и злобы - сублимируются в ответные информационные потоки. Море контента есть то, что питает Шехерезаду - Медиа. То, чем она существует. Сантиметр за сантиметром она расширяет границы своего влияния. В каждую секунду жизни человек находится под излучением Великого Информационного Поля, что посильнее любой радиации, потому что зон, не пораженных информацией, осталось совсем немного. Человек разума уступает место человеку контента. Потому что на всем пути своего развития человек делает только одно - стремительно деградирует, становясь примитивной субстанцией, которой нужны только Хлеб и Зрелища, тогда как Шехерезада - Медиа только совершенствуется.

Проживая эту мистерию вместе с автором, человек задаёт себе вопрос: а что управляет им самим? Навязанные чувства информационного поля или же его собственные мысли, чувства желания, и к чему побуждают они? 

 

 

 

Галатея

Рис.12

Девятая инсталляция. Галатея.

 

Пробуждение осознания души побуждает человека искать свое предназначение в жизни, и он чувствует, что так называемая «обычная» жизнь - накопление материальных ценностей, надежное финансовое обеспечение, работа, положение и так далее перестает удовлетворять его. Желание самосовершенствоваться, стремление верить в то, что человек делает, и в ощущении, что он живет не только для себя. Во вселенной трудятся высшие силы и, благодаря своей душе, человек приобщается к ним.

 

 

Созидательная энергия души превращается в энергию, которая смешана с желанием самовыражения и самоопределения, в способность испытывать и выражать чувства и, наконец, в способность выражать творческое начало в формах искусства, которые воздействуют не только на тех, кто создает, но и на тех, кто воспринимает.

Это дополнительный шаг к высшему Божественному вдохновению, которое позволяет вложить в произведение искусства мудрость, знания и понимание мира, а также получить вдохновение свыше.

Перед нами прекрасная Галатея, созданная Пигмалионом, который, будучи женоненавистником, был еще и скульптором. Он создал, вопреки своим убеждениям, статую, которая, как ему показалось, была столь необыкновенно красива, что скульптор влюбился в неё и попросил Афродиту оживить его творение. Так Пигмалион женился на Галатее, собственном произведении. Как говорится в «Теогонии» - «бедный Пигмалион сумел с душою жизнь соединить».

Пигмалион не просто полюбил статую, он полюбил творение своих рук, своей души, своего таланта. Он полюбил себя. Он совершил самообжиг собственным творчеством, как ему казалось, божественным творением, сблизившим его с Богом.

Сближение творца-художника с Богом-творцом есть высшая точка любого творчества,  хотя Пигмалион об этом и не задумывался. А как часто задумываемся мы над тем, что Бог есть в каждом человеке? И кому из нас дано услышать Его голос внутри себя?

 




Десятая инсталляция. Селена.

 

Перед нами ночное зеркало Селены с её молитвой. Издревле Луна олицетворяла подсознание человека. Пройдя вместе с автором через мистерии всех инсталляций, нам предлагается заглянуть в самые сокровенные уголки нашего подсознания. Что находится там? Что мы храним в своём подсознании? Какие потаённые желания? Посмотрите на все эти ящички, хранящие ваши секреты. Попробуйте объективно взглянуть на то, что творится в вашем подсознании и чувствах. Неясная тоска, грусть, беспокойство или душевные терзания – что ещё храните вы? Какие голоса разговаривают с вами в ночной тиши?

Селена

Рис.14

 

Ведь кое-что из того, что спрятано глубоко в подсознании, может быть разрушительным для вашей физической, умственной и духовной целостности. В запущенных случаях ведёт к безумию и помешательству. Нужно соответствующим образом относиться к своему подсознанию и исправлять то, что ещё можно исправить. Фрейдовский психоанализ с особой ясностью показал, что вырвавшиеся из подсознания, внутренние конфликты воплотятся в таких событиях, что редко, кто из людей способен пережить. Не надо бояться своих терзаний, надо лишь понять, в чем их сущность, чего не хватает вашей душе.

Но, ответив на этот вопрос, человек может распознать свое истинное предназначение, то, во что он по-настоящему верит, законы вселенной, в соответствии с которыми существует мир. Эта способность понимать очень важна, так как она позволяет человеку не только выстраивать жизнь, как ему хочется, но и проживать ее в соответствии с волей вселенной, которая становится и его собственной волей.

 

Князь тьмы

 

Эта инсталляция даёт нам возможность задуматься о том, что есть зло, о его природе, источнике. Как пишет Я.Кротов, мы стараемся не думать о зле, надеясь, что тем самым оно исчезнет, не замечаем его запаха. Но не исчезает же падаль, если мы привыкли к ее запаху! Возмущение злом до непризнания его в себе - черта фарисейская еще и потому, что, возмущаясь, мы думаем быть благочестивыми. Бог - совершенное и полное добро - это усвоили даже атеисты. Мы думаем углубить наше богоподобие недуманием о зле. Если вы "можете себе это представить" - вы уже не невинны, уже опорочены и замараны. Но Бог - не абсолютное благо. Бог просто Абсолют. Он безграничен. Вне Бога нет ничего.

Бог отправил человека на землю  для того, чтобы тот мог творить свою судьбу и судьбу мира. Он благословил человека, передав ему свои полномочия по преобразованию мироздания, наделив ответственностью за всё происходящее. И воспринимает каждый сделанный выбор в рамках судьбы всего мира, поэтому любое наше действие всего лишь штрих в картине мироздания, которое соответственно увеличивает или уменьшает его гармонию.

«Ответственность» – кто из нас не знает значения этого слова, но всё же уточним его смысл. Брать на себя ответственность – значит заранее принимать всю тяжесть последствия, или наказания за каждый проступок, даже, если он и сделан с благими намерениями. К сожалению, не существует возможности загладить добрыми делами свои дурные поступки.

Познать зло – это значит впустить его в себя. Покаяние – увидеть его в себе и ужаснуться. Зло всегда двигается по кругу, рикошетом поражая множество людей на своём пути, которые так или иначе его притянули. Но оно всегда возвращается к своему первоначалу –  к человеку, породившему его. Величайшая мудрость Всевышнего состоит в том, что Он создал такую физическую реальность, в которой человек сам себя наказывает, это действие той самой «пяты», что будет всегда «язвить» человека. Причём в этом контексте «язвить голову» означает «делать язвы» в сознании человека, «разъедать» его сущность, делать невыносимым само его существование. Когда человеческая сущность «разъедается» окончательно, то сквозь его лик проступает гнусливая козлиная морда.

Рис.13




князь тьмы

Люди рождают зло, поддаются ему, борются и кокетничают с ним. Вне Бога не существуют ничего. Он - абсолют. Это утверждение очень древнее и очень философское. Когда же мы понимаем, что все содержится в Боге, напоминая отчасти ребенка во чреве матери, отчасти раковую опухоль - тогда мы перестаем быть философами и становимся верующими.

Тогда мы встречаемся с Богом не мыслью, а верой, встречаемся с Ним как с абсолютной личностью. И тогда мы начинаем понимать, как возможно зло в мире - зло не непосредственно в Боге. Оно, прежде всего - в нас, словно лед в термосах отгорожено от Бога нашей волей и защитой. И поэтому для Бога нет отдельно проблемы зла - для Него есть проблема человека. В этом мы можем - и должны - уподобиться Творцу - спросив себя не вообще о зле, а о зле в себе.

Вглядитесь в инсталляцию князя тьмы, что видите вы в нём? Но не пытайтесь ответить на этот вопрос здесь и сейчас. Попробуйте ответить на него тогда, когда долгими ночами вы стараетесь заснуть, а избавительный сон не наступает. Ответьте себе, что вы увидели, разглядывая собственное нутро в черном зеркале ночи? Не проступает ли там нечто подобное этой нечеловеческой морде?   

 

 

Инсталляция одиннадцатая. Феникса.

Рис.15

Феникса

 

Завершается круг посвящения. С чем подошли мы к его концу? Смогли ли мы ответить на главный вопрос Сфинги? Кто мы созидатели или разрушители? Что будет, если ответ оказался не верным? Что ожидает нас в конце воплощения? Не об этом ли шептали голоса в ночной тиши? Не это ли нас терзало и мучило бессонными ночами?

Что же делать, если не смог человек разгадать загадку Сфинги, и сброшен на дно ущелья, которое усыпано костями таких же, как и он горемык? Что в этом случае делать мятущейся душе? Но выход есть, и он в перерождении. Душе дается ещё один шанс отгадать загадку Сфинги, и, может быть, даже  не один. Так открывает цикл перевоплощений. Для человека отворяется анфилада времён, в каждом из которых он раз за разом пытается разгадать вечную загадку Сфинги.

Символом вечного обновления считается птица Феникс. В женском обличии Феникса. Поэтому именно она олицетворяет эту инсталляцию. Сгорев в всепоглощающем пламени душа рождается снова, чтобы завершить начатое и исполнить предназначение. 

Рис.Две половинки яблок

И в нашей инсталляции Феникса – символ перерождения души в вечном круге перевоплощений. Вместе с ней сгорает всё наносное, суетное, временное, тленное, но возрождается вечное, неизменное, сущностное. И после этого мы снова делаем выбор, который предлагает нам Ева.

 

 







Инсталляция двенадцатая. Анима.

 

Но есть и другое завершение мистерии посвящения, когда ответ на главный вопрос Сфинги является правильным. Человек выходит из круга воплощений.

Все свои страхи, терзания и сомнения, слёзы и суетность оставляет человек внизу. Душа Анима завершила своё преобразование. Она справилась с рвущими её сущность разрушающими силами. Она усмирила и обуздала их. 

Теперь человек может узнать не только, что происходит вокруг него, но осознает и то, что происходит внутри него. Он способен распознавать свои внутренние импульсы, потребности и эмоции и осмыслять их. В результате человек обретает способность различать все свои внутренние движения и управлять ими. Подушка, как олицетворение земных мук и страданий, осталась внизу. Не бренное тело мы оставляем, а ее - подушку, впитавшую пот и слёзы, мысли, волнения и тревоги длинных бессонных ночей. Все наши метания, терзания, творческие муки остались на подушке. Всё осталось там внизу. Нам же предлагается взлететь ввысь, слиться в вышине со своею душою психеей. Душа воспарила, оставив в земной юдоли вместе с подушкой, все свои муки и страдания.

Рис.16

Анима

 

на главную


Hosted by uCoz