Наверно, для человечества этот уровень будет самым сложным. Пройти его будет не просто, потому что шестой - контрольный уровень обеспечивает проверку на целесообразность не отдельных личностей, а отдельных социальных систем, а точнее сформировавшегося общественного сознания. Эволюция сознания идет по пути развития видового сознания через индивидуальное к социальному или общественному сознанию. Четвертый и пятый уровни творения способствовали преобразованию индивидуального сознания в высокоразвитый интеллект отдельных личностей, которые освоили функции видового сознания. Теперь следующий эволюционный шаг должен преобразовать индивидуальное сознание в социальное (общественное, коллективное). Это предпоследний шаг к выходу человечества на уровень надсистемы.
Мы уже определили, что в надсистеме программируется кризисная ситуация, если повышение энтропии в ней достигает критического уровня. Поэтому прогрессивная эволюция никогда не происходит прямолинейно, ее необходимыми спутниками являются периодически обостряющиеся кризисы, обусловленные действиями шестого - контрольного уровня. В этот период, в период действия кризисов, каждая развивающаяся система должна пройти "тест на целесообразность" или "тест на зрелость".
На каузальном уровне творения "тест на зрелость" был определен как тест на разнообразие, где количество накопленного разнообразия может служить причиной выживания цивилизации. Теперь "тест на зрелость" дополнится еще фактором антиэнтропийности. Содержание любого эволюциогенного кризиса состоит в том, что экспансия неравновесных процессов подводит к исчерпанию ресурсов среды, а новые антиэнтропийные механизмы каузального плана если и сформированы, то, возможно, работают еще не в полной мере. В момент кризиса те системы, которые не имеют необходимых каузальных функций, подлежат уничтожению, другие начинают приспосабливаться к новым условиям. Так каждая кризисная ситуация становится побудительной причиной качественного эволюционного преобразования.
Огромную роль во всех исторических событиях всегда выполняла конкуренция между социальными организмами - племенными сообществами, государствами и т.д. Каждый из них, как любая реальная система, ориентирована, в конечном счете, на решение взаимодополнительных задач сохранения внутреннего равновесия и внешнего неравновесия, т.е. собственной выделенности из среды. Поскольку же система живет в природной и социальной среде, то, по определению Маркаряна (Назаретян А..П. 1991, с.121), естественно обозначаются три различные оси, вокруг которых можно расположить всю систему культуры как целостного механизма социальной самоорганизации. Первая ось - сохранение термодинамического неравновесия путем целенаправленной канализации природной энергии, вторая ось - поддержание относительной автономности от других социальных организмов и третья ось - поддержание устойчивости внутренних отношений. При этом решение двух последних задач включает энергетический (экономический, военно-политический) и информационно-смысловой (идеологический, социально-психологический) аспекты. Основным критерием естественноисторического сопоставления и отбора социальных организмов, как известно, до сих пор служит эффективность производства, а, следовательно, и характер производственных отношений. Поэтому контрольный уровень, во-первых, производит селекцию и отбор социальных систем по характеру производственных отношений. А, во-вторых, с этого уровня на передний план в прогрессивной эволюции начинают выходить новые антиэнтропийные механизмы, блокирующие разрушительную тенденцию социального интеллекта. В качестве основного критерия здесь выступают априорные цели развития системы, или, по большому счету, ее "идеалы". Поэтому, прежде всего, будут отбираться те социальные системы, идеалы которой способствуют взаимосодействию по достижению общих результатов с другими социумами. Если же система не способна эффективно уменьшать энтропию в надсистеме, то она будет уничтожена в соответствии с законом сохранения энтропии. Потому что разрушение среды обуславливает и разрушение всех неравновесных систем, находящихся в ней.
Таким образом, определены основные задачи шестого планетарного уровня, а теперь посмотрим, какими будут отличия каждого из подуровней, т.е. какая материальная форма станет носителем этого уровня, какие новые эмоции, чувства, поведенческие функции появятся у человечества на шестом этапе созидания планеты.
Физический подуровень (36 ступень)
Каждый раз, выходя на новый уровень развития, человечество овладевает новой формой материи или энергии. Можно с полным основанием использовать факт связи материи и энергии, который для корпускулярной материи определен Эйнштейном в его знаменитой формуле. На предыдущем уровне было определено, что энергия ментального плана в качественном составе не меняется, т.к. относится к S - признаку. Поэтому основные изменения происходят только со структуризацией ментальной энергии, которая из неупорядоченного состояния переходит в упорядоченное или структурированное. Человек в качестве объективной реальности становится тем самым акцептором, который способен осуществить такое преобразование.
Поскольку уже неоднократно утверждалась мысль, что субъективная реальность в интегральном мире становится все более доминирующей, то человека и его возможности невозможно рассматривать отдельно от физического подуровня данного, шестого, уровня. Поэтому теперь все основные связи между подсистемами этого подуровня формируются только посредством человека и только в его сознании, т.к. именно он становится главной преобразующей силой Природы. В свое время Вернадский, сопоставляя деятельность научной мысли с геологическими процессами, подчеркивал, что ноосфера - "это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества". Хотя для него так и осталось странностью, что ноосфера оставаясь областью мысли, разума, одновременно активно участвует в перестройке планеты.
Но нам теперь понятно, что мы не только познаем мир через себя и посредством себя, т.е. через свои чувства и мышление, но и оказываем существенное влияние на все факторы, действующие в мире, включая и природные, в том числе и геологические, механизмы. Благодаря мыслительным способностям, человек как бы встраивает себя в интегральную структуру мироздания. Но становится при этом не просто ее составляющим элементом, а основным преобразующим ее, интегральную структуру, фактором.
Теперь стоит вернуться к высказанному ранее предположению, что вихревое информационное поле создается, когда переменное витальное поле порождает переменное ментальное поле и наоборот. Выяснить, что собой представляет переменное витальное поле уже не сложно. Формула "мир познается посредством своих чувств" означает, что переменное витальное поле формируется за счет глубины переживаний человека. Переменное ментальное поле возникает, когда внутренние переживания человека воплощаются в ментальные образы, и происходит их осмысление. Образование вихревого U-S поля строилось на предполагаемой аналогии с вихревым электромагнитным полем. Точно так, как вихревое магнитное поле порождает вихревое электрическое поле, точно так же вихревое витальное поле порождает вихревое ментальное, что создает устойчивую системную организацию, позволяющую ей сохранять собственную структуру длительное время. Рассматривая субъективную реальность в основе двух ее составляющих, описываемых по D,S-признакам, видим, что на этом уровне происходит объединение (интеграция) обоих признаков в единое целое. Теперь D-признак, порождающий витальное поле, и S-признак, порождающий ментальное поле, становятся единым структурированным информационным потоком, вызванным человеком в процессе своей психической жизнедеятельности.
Предвидя возражения скептиков, хотелось бы немного остановиться на следующем моменте. Говоря о витальном и ментальном поле, допускаю в свой адрес множество язвительных замечаний по поводу его существования, дескать, оно ничем не проявляет себя в физическом мире, ничем не регистрируется, т.е. нет приборов, способных его количественно измерить. В отличие от, например, физических полей, которые очень хорошо себя "зарекомендовали" в виде всевозможных опытных проявлений, своей повторяемостью, возможностью количественных замеров. Но в том-то и сложность изучаемых явлений, что только физические поля могут измеряться физическими приборами: подобное изучается подобным. Магнитное поле, например, регистрируется исключительно телами, способными с ним взаимодействовать. Но с витальным полем не способно взаимодействовать ни одно физическое тело неживой природы. А где вы видели живые приборы? А ментальные процессы и сознание вообще, можно изучать только при помощи мозга и никак иначе, т.е. я хочу сказать прибором под названием "мозг". Но о создании искусственного прибора, приближающегося хотя бы как-то к человеческому мозгу, пока говорить не приходится. Поэтому о прямой регистрации этих полей нам и нечего думать, поэтому мы можем о них судить только по их косвенным проявлениям. Хотя и проводят исследования электрической активности мозга, но эти исследования занимаются нейрофизиологическими проявлениями мозга, но никак не его мыслительными способностями. Но я еще вернусь к этим процессам в дальнейшем.
Теперь еще раз остановимся на последовательности интеграционных процессов U,S - признаков в единое целое. Четвертый уровень творения: создаются первичные вихревые неоднородности, когда возникло осмысление эмоций и чувств. По мере осознавания мира вихревые неоднородности превращаются в стабильные отдельные вихри. Мы говорили, что человек изобрел колесо, и идея колеса обрела свое независимое существование вне связи с человеком, который ее создал, так смертный человек породил бессмертную идею. Полагая, что идея колеса обрела собственное ментальное тело, понимаем, что на информационном плане создан устойчивый вихрь. На пятом уровне творения создаются вихревые потоки, когда не отдельный вихрь имеет возможность к длительному существованию, а целые потоки вихрей получают относительную стабильность. Как мы видели на предыдущем уровне, такие потоки способны оказывать влияние на судьбу человека. Причем стабильными вихревыми потоками они стали тогда, когда с глубокими драматичными переживаниями человеческому сознанию стали подвластны и более глубокие истины.
На шестом уровне интеграционная направленность эволюционных преобразований требует от человека, создающего вихревые информационные потоки, умения интегрировать их в единые поля. Отсюда вытекает основная задача шестого уровня: объединить отдельные вихри в единое вихревое поле, которое могло бы заполнить всю хронооболочку. Но это означает, что человек должен использовать не только свои вихревые потоки, но и потоки других людей.
На предыдущем уровне творения умение создавать стабильные низкоэнтропийные вихревые потоки мы определили как уровень гениальности отдельных личностей в социуме. Новый же шестой уровень, предполагая объединение отдельных вихревых потоков в устойчивые вихревые поля, должен предусмотреть и механизм этого объединения. Логически понятно, что умение настраиваться на чужие информационные потоки может реализоваться при помощи резонанса. Что в свою очередь осуществляется за счет сопереживания, сострадания, сочувствия, т.е. благодаря умению входить в душевные состояния других людей. Таким образом, если на каузальном уровне человек осваивает способность создавать вихревые потоки, то теперь его задачу определяет установление связей между различными потоками. Одновременно с этим не снимается требование того, что и сами связи должны быть обеспечены высокой негэнтропией (или низкой энтропией).
Формирование общечеловеческих ценностей
Энергетический подуровень (37 ступень)
Требование установления низкоэнтропийных связей между подсистемами, в качестве которых теперь выступают отдельные информационные потоки, определяют потребности этого уровня развития. Нам известно, что интеллект изначально развивался как инструмент агрессии, так как служил основной функцией системы, активно отстаивающей собственную выделенность из окружающей среды, постоянно сопротивляясь внешней агрессии. К агрессивной внешней среде стали также относиться и социальные системы, находящиеся в ней: все, что не идентично с собственным образом или образом " себе подобных", имеет враждебный характер и чрезвычайно опасно. С развитием и совершенствованием механизмов отстаивания своей целостности интеллект достигает такого могущества, что становится опасным для собственного существования его носителей. Прогрессивная эволюция приблизилась к рубежу, за которым уже нет места человеческой цивилизации: в третьей мировой войне победителей не будет. Поэтому преодоление глобального кризиса может быть обеспечено только новым антиэнтропийным механизмом, блокирующим разрушительную тенденцию интеллекта. Таким сдерживающим механизмом становится мораль и нравственность.
Задачей этого подуровня является создание такой системы общечеловеческих ценностей, которая станет внутренним содержанием социума, его внутренней потребностью. Хотя на данном этапе развития современного общества не только не приходится говорить о системе общечеловеческих ценностей как внутренней потребности социума, но и даже упоминать об этом смешно. Однако, исходя из внутренней прагматики развивающегося интеллекта, можно рассчитывать, что со временем этот прагматизм перерастет во внутреннюю потребность нравственных регуляторов человеческих взаимоотношений.
Поскольку мы не знаем априорные цели развития общества (уровень надсистемы), то контрольный уровень, занимающийся селекцией и отбором эволюционных систем, с человеческой точки зрения (уровень систем), зависит от идеологии социумов. Это значит, что мы сегодня можем только предполагать, что нужно делать для того, чтобы беспрепятственно развиваться дальше, а чего делать ни в коем случае нельзя из-за угрозы гибели общества. Потребности целенаправленных субъектов (социумов), определяемые контрольным уровнем творения, складываются, исходя из сформированной идеологии социальных систем. Именно они, с одной стороны, заменяют знание априорных целей развития, а, с другой стороны, устанавливают побудительные мотивы целенаправленных действий. Каким должно быть развитие новых потребностей мы рассмотрим, исходя из следующих соображений.
Вспомним, что любое действие самоорганизующейся системы во внешнем мире сопровождается либо повышением энтропии, либо ее понижением. Именно в соответствии с этим положением формируются нормативные регуляторы, которые вводятся в качестве необходимых критериев в информационную модель. Так можно ввести понятия "добра и зла", помогающие оценивать эти процессы, пусть хотя бы и несколько примитивно. Под "добром" мы будем понимать целенаправленные действия, которые сопровождаются повышением негэнтропии, а под понятием "зла" - поступки или действия, сопровождающиеся повышением энтропии. Подобное определение добра и зла на первый взгляд не только не обычно, но и ломает многие привычные установки, потому что в этом случае оказывается, что добро не всегда является добром. Потому что, совершая "добро", которое увеличивает энтропию в окружающей среде и разрушает наш мир, мы невольно становимся источником зла. Последствия наших поступков далеко не всегда однозначно приводит к понижению энтропии, чаще всего наоборот. Предвидеть все последствия совершенных деяний с нашим ограниченным менталитетом пока довольно сложно. Представим типичную ситуацию взаимоотношений "родители - дети". Как часто родители со своего уровня понимания "добра" для ребенка разрушают судьбу собственного чада. Каждому из нас нужно пройти свой путь развития, и, навязывая свое миропонимание другому человеку, мы приходим к необратимым последствиям, связанным с возрастанием энтропии. Поэтому становятся понятными высказывания типа "благими намерениями устлана дорога в ад", или "ни одно доброе дело не остается безнаказанным", из которых видно, как часто бывает ошибочным мнение человека, искренне полагающего, что он совершает добро.
В новой формулировке понятия добра и зла становятся категориями, которые можно количественно рассчитывать. Поэтому результат любого поступка или действия можно вычислить достаточно точно и определить к какой категории его нужно отнести, конечно, если в исходные данные ввести все возможные последствия, вытекающие из рассчитываемого действия. В настоящее время, например, просчитываются сценарии различных предполагаемых последствий, получаемых в результате ядерной войны или экологической катастрофы от загрязнения окружающей среды. Но это пока только первые шаги подобных расчетов. В принципе, такому анализу можно было бы подвергнуть любое действие, с целью расчета причиняемого урона или, наоборот, получаемой прибыли, которая может быть выражена в чем угодно, но с непременным условием: энтропия должна уменьшаться. Как долго человечество будет осмысливать, что любое действие требует подсчета величины энтропии в его конечном результате, остается только догадываться. Но именно от этого зависит будущее существование самого человечества. Поскольку интересы надсистемы, т.е. всей нашей планеты, выше, чем отдельных "нерадивых" социумов, входящих в нее.
Понятно, что из первоначальных понятий добра и зла в информационной модели выросла целостная система общечеловеческих ценностей. Аналогично любой другой самоорганизующейся системе она должна была пройти свой эволюционный путь от примитивных понятий о том, "что такое хорошо и что такое плохо" до осознания, что категории нравственности становятся решающими регуляторами человеческих взаимоотношений на пути его выживания. В этой части главы попробуем проследить последовательность подобных эволюционных преобразований.
К одной из самых первых общечеловеческих ценностей следует отнести терпимость к разнообразию, как уравновешивающему фактору тенденции воспринимать враждебно все то, что не несет в себе идентичного образа "себе подобных". Эволюционные преобразования в социуме требуют от человечества, чтобы терпимость, толерантность должны будут стать внутренней потребностью человека, поскольку без этого немыслимо выживание общества.
То, что это качество способно служить значимым признаком интеллектуального развития, известно давно, но в последнее время подтверждено еще и экспериментально. Так, согласно данным специальных психологических исследований, богатство смыслового тезауруса положительно коррелирует с восприимчивостью к новизне. Корреляция наиболее отчетливо прослеживается в рамках индивидуального образа мира, обладающего всегда неравномерной насыщенностью в различных предметных областях. Эволюционное развитие, ориентированное на максимальный рост и интеграцию разнообразия, определяется в первую очередь построением многокомпромиссной социальной организации. Такую организацию способно установить только нормативное массовое сознание, обусловленное степенью терпимости к разнообразию. Следовательно, терпимость к разнообразию, к различиям составляет решающее психологическое качество личности, способной стать носителем новых типов социальной организации с высокими шансами на перспективное сохранение и прогресс (Назаретян А.П.,1991,с.172). Преодоление современных кризисов достижимо, прежде всего, через качественное обогащение совокупного социального интеллекта. И как уже было сказано, качественное обогащение информационных моделей обусловлено введением морально-нравственных критериев оценок собственной деятельности. Следовательно, к потребностям контрольного уровня творения будем относить потребность в определенной системе общечеловеческих ценностей, построенных на понятиях добра и зла.
Адаптационный подуровень (38 ступень)
На этом подуровне мы рассмотрим мораль и нравственность как функцию саморегуляции или функцию упорядочения поведенческого разнообразия. При всем своем культурном и субкультурном многообразии моральных нормативов их единство заключено в антиэнтропийной направленности, которая ограничивает или упорядочивает агрессивный, прямолинейно эгоистический по своей направленности, интеллект.
Вторичная упрощенность в данном случае связана с тем, что с возрастанием емкости информационных моделей через последовательную цепь внутренних преобразований диалектически оборачивается навыком и готовностью учитывать при выработке решений интересы других субъектов, социальных или природных. В этом случае, прежде всего, проявляется та самая терпимость к разнообразию, которая не свойственна примитивным формам интеллекта. Отмечая предварительное влияние нынешних глобальных кризисов, нельзя не отметить то, как они сближают прагматику социальной активности с логикой этических ориентиров. Очевидная опасность мировой катастрофы побуждает людей к более объемному отражению реальности, многогранной и дальновидной оценке результатов своей деятельности. Уже сейчас в результате многочисленных исследований экологов, экономистов, политологов, высказываются мысли о том, что наиболее грамотными является такие решения, которые в полной мере учитывают все реальные последствия производимых действий, при этом делается вывод, что "подлинно экономическое решение не может не быть экологичным" или "что экономически неэффективно - безнравственно и, наоборот, что эффективно - то нравственно".
В этом смысле человечество интуитивно осваивает такие критерии собственного поведения, входящих в систему общечеловеческих ценностей, которые способны понижать энтропию окружающей среды. И хотя сейчас мораль и нравственность являются достаточно условным механизмом, способным упорядочивать поведенческое разнообразие людей, со временем, при наработке более многостороннего опыта в исследованиях по оптимизации принимаемых решений, подобные критерии будут более жестко регулироваться знаниями о законе целенаправленного понижения энтропии.
Причем следует подчеркнуть, что понятия морали и нравственности уже сейчас необходимо рассматривать не как психологические измышления, а как конкретные законы интегральной реальности, действующие на каузально-контрольном уровне. Это законы более высокого порядка, нежели обычные физические законы. Они формируются в полевой структуре развивающихся систем, определяя взаимные связи между системами. Но, прежде всего, они устанавливают взаимодействия на уровне системы и надсистемы, точнее, определяют порядок во взаимоотношениях между системой и надсистемой. Вопрос о том, что принимаемые решения, которые будут соответствовать высоконравственным с точки зрения морали, и одновременно с этим будут уменьшать энтропию в надсистеме, станут внутренней потребностью социума, является только вопросом времени.
Антиэнтропийный механизм и религия.
В человеческом обществе издревле функции определения морально-нравственных устоев взяла на себя религия и церковь. На протяжении многих тысячелетий механизм нормативной регуляции в значительной мере обеспечивался незыблемостью религиозных авторитетов. Религиозная система ценностей, как правило, внушалась с самого раннего возраста, обходясь без критического осмысления предлагаемых догм.
Во все века религиозные заповеди позволяли так отрегулировать взаимоотношения между людьми, что возрастание энтропии сводилось к минимуму, накладывая запреты в первую очередь на те действия, которые приводят к разрушениям и увеличивают энтропию окружающей среды. "Не убий, не укради, не пожелай зла ближнему" и т.д. развивали у человека систему взглядов, в основе которых лежали все те же антиэнтропийные функции. Однако, как и любая самоорганизующаяся система, религия в своем развитии проходит ряд изменений. В различные кризисные периоды человеческой истории моральные регуляторы, представленные религиозной системой ценностей, подвергались сомнениям и послаблениям освященных догматов. Когда вера в старые идеалы не могла идейно удовлетворять общество, возникали новые системы ценностей. Под давлением внутренних конфликтов завершались упрочением новых идолов и новых нормативных догм. В этот период наиболее жизнеспособные компоненты прежних нормативных структур встраивались в более емкие смысловые комплексы, определяющие новые наработанные системы ценностей. Подобный механизм видоизменения системы моральных нормативов показывает, как она способна постепенно эволюционировать, определяя внутренние ценностные установки человека. Например, борьба монотеизма с язычеством символизирует (на уровне общественного сознания) борьбу высшего и низшего начал в человеке. Единый Бог это символ высшего начала, а идол, исполняющий конкретные желания человека, символизирует его низшее "я", или "эго" (Подводный А. 1992, с.37).
Святое писание истинно духовно, но написано в образах доступных людям своего времени, что при буквальном их восприятии искажает смысл писания. Церкви пришлось пойти на вульгаризацию при интерпретации смысла святого писания, так же как ей пришлось принять многие языческие культы и обряды, чтобы остаться доступной и понятной массам своего времени становления. Парадокс в том, что церковь закоснела в своих уступках гораздо больше, чем те, для кого эти уступки в свое время были сделаны. Поэтому ее духовность сегодня, хотя и выше, но гораздо уже и примитивнее духовности общества.
К сожалению, любая церковь (и православная в том числе) претендует на полное владением мировоззрением своих прихожан. Есть такое понятие - "воцерковление", Так вот, каждый "воцерковленный" обязан думать, полагать и считать так, как ему предписывает соответствующая церковь. Воцерковленный не имеет права на сомнение, на собственную мысль, на логические рассуждения, его дело не рассуждать, не сомневаться и даже не понимать, а не раздумывая принимать на веру то, что ему предписывает церковь.
Спустя неделю после трагических событий 11 сентября 2001 года Российское Гуманистическое общество выступило с заявлением "Разум против религиозного терроризма", опубликованного в 22-м номере журнала "Здравый смысл": "Диагноз случившемуся поставлен предельно точно: человечество столкнулось вовсе не с исламским терроризмом и даже не с ваххабитским. Миру, цивилизации бросает вызов религиозный терроризм. После событий 11 сентября этот вид терроризма заявил о себе уже 9 мая 2002-го года в Каспийске. Цепочка здесь выстраивается логичная и простая: вера без достаточного основания > догматическая вера > фанатичная вера > фанатизм > нетерпимость к инакомыслию > кровь и насилие > терроризм. И всё это вместе взятое называется религией. И держится она на заведомом обмане и на запрете на самостоятельное мышление".
Таким образом, религия из регулирующего и упорядочивающего механизма превращается в новый инструмент человеческой агрессии. Поскольку любая авторитарная мораль строится на конфронтации: истинная вера противостоит ложной или всякому Богу нужен свой Дьявол. Такая мораль нуждается в образе внешнего врага, с которым необходимо бороться с "благословения Всевышнего", что свойственно исключительно примитивным формам интеллекта. Во всяком случае, как показывают законы психологии, жесткость некритически усвоенных образов в кризисных ситуациях обращаются хрупкостью и ненадежностью всей системы ценностей. А привыкший к идейному иждивенчеству человек кидается в первое попавшееся новое религиозное течение, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И опасность здесь не в том, что новые идеалы не совсем соответствуют высоконравственной морали, а в том, что при современных механизмах психологической обработки зачатки волевой саморегуляции, при абсолютном отсутствии критического осмысления происходящих действий, полностью заменяются слепым фанатизмом бездумно действующего человека - робота.
Поэтому одним из первых правил любой системы этических ценностей должно быть уважение к чужому мнению, терпимость к чужеродным взглядам, и, в частности, в последовательном отказе от принципа единственной правильности своих убеждений. "Я есть путь, истина и жизнь", - сказал великий Учитель... "и нет другого пути, кроме Тебя", - радостно подхватили Его ученики, и очень постарались убедить в этом весь мир, истребляя попутно тех, кто смел усомниться.". Когда идея превращается в организацию, а духовная истина - во власть, церковь становится самой мощной разрушающей силой.
Поэтому только конструктивная мораль, построенная на критическом осмыслении опыта и рациональных оценках долгосрочных последствий, способна заменить авторитарную мораль. Со временем такая система ценностей должна перерасти в высоконравственные законы, использующие знания о повышении и понижении энтропии целенаправленных действий.
Эволюционное преобразование системы этических ценностей проходит последовательные стадии, в которых внутренняя агрессия самоорганизующихся систем, направленная на первоначальном этапе на весь окружающий мир, вначале диалектически дополняется сочувствием к "себе подобным", далее через внутреннюю терпимость к чужеродным различным организациям должна перерасти во всемирный принцип "возлюби врага своего", обусловливающего принцип вселенского милосердия. Даже сейчас, основываясь на предварительных умозаключениях о прагматике сохраняющих целеориентаций, можно сделать исключительный вывод о том, что интеллект нравствен изначально по своей сути. И по мере того, как этические принципы, выверенные эмпирически, включаются в совокупность ведущих мотивов целенаправленных субъектов, необходимость во внешней регуляции (от религии и государства до экономики) должна отпасть сама собой в соответствии с убеждением Сократа: "Мудрому не нужен закон - у него есть разум"
Ментальный подуровень (39 ступень)
Все эволюционные процессы обусловлены процессами интеграции и понижением энтропии. Антиэнтропийный механизм на этом уровне мы рассмотрели, теперь разберем, в чем состоит суть интеграционных процессов этого подуровня. Эволюция сознания на этом этапе определяется переходом с индивидуальной формы на коллективную форму сознания.
Как уже говорилось, шестой уровень творения предполагает объединение отдельных вихревых потоков в устойчивые вихревые поля, относящиеся к информационной структуре материи. Явление резонанса в этом процессе играет определяющую роль, поскольку интеграция здесь обусловлена умением человека настраиваться на чужие информационные потоки. Происходит это за счет сопереживания, сострадания, сочувствия, т.е. от умения входить в душевные состояния других людей, что определяет задачу установления связей между различными потоками. Понятно, что такие чувства как сопереживания, сострадания, сочувствия в будущем станут определяющими для большинства людей.
Процесс интеграции сознания достаточно сложный, чаще всего его связывают с понятием "расширения сознания", которое обусловлено делокализацией сознания за пределы индивидуального. Исследованиями в области сознания в настоящее время занимаются философы, психологи, психиатры, нейрофизиологи и т.д. Поэтому дальнейшую эволюцию сознания мы будем рассматривать с позиций новейших данных именно в этих областях.
Уже на ментальном подуровне четвертого (ментального) уровня можно говорить о том, что индивидуализация сознания способствовала расширению сознания, как только человек стал постигать окружающий мир. Дальше на втором этапе (пятый уровень творении) оно развивается в, так называемые, измененные состояния сознания, что, в конечном счете, способствует развитию интуиции. На третьем этапе (шестой уровень творения) расширение сознания приводит к новой способности человека получать непосредственно информацию ментального поля планеты или, так называемое, прямое знание.
Интересно, что расширение сознание происходит у человека, как по собственному желанию, так и против его воли. Еще раз повторю, что таков закон эволюции, ибо Природе не нужны системы с остановившимся уровнем развития. Поэтому сначала человеку предлагается лояльный способ расширения сознания "самостоятельный", затем "принудительный", т.е. через кризис, конфликт.
Посмотрим, в чем состоит природа любого конфликта. По второму системообразующему принципу мы знаем, что дифференциация целого осуществляется на выделении внутренних противоречий (противоположностей). Эволюционный процесс - это их интеграция, объединение. Поэтому расширение сознание, в общем, происходит за счет интеграции внутренних противоречий, присущих человеку. Но для того, чтобы их объединить, прежде всего, противоречия надо выделить. Для сознательного внутреннего процесса это действие довольно-таки сложно, поэтому оно, как правило, переходит с ментального на внешний событийный (каузальный) уровень. Прослеживается следующая цепочка причинно-следственных связей: интеграция противоречий, обусловленная функций целеполагания (холономный подуровень), требует от человека создания такой информационной модели (ментальный подуровень), которая могла бы их в себе включить. Нежелание проделывать такую работу (каузальный подуровень) включает механизм обратной связи (контрольный подуровень). Внутреннее противоречие в этом случае "выплывает" наружу в виде конфликта (каузальный подуровень). Ситуация, эмоционально переживаемая, должна быть осмыслена, и новое понимание создает иную информационную конструкцию, которая была изначальна задана функцией целеполагания.
Итак, возникает конфликт. Мы будем рассматривать конфликты на уровне отдельных личностей. Хотя можно бы и на уровне социумов, например, газовый конфликт между Россией и Украиной. Но конфликты на уровне отдельных личностей уже давно хорошо изучены, и я просто приведу ряд примеров наиболее знаменитых исследователей в этой области.
Возьмем сложные случаи конфликтов, которые доводят человека до психического заболевания. Знаменитый психолог К. Юнг, изучая в клинических случаях различные состояния психических заболеваний, относящихся к сфере разрешения полярных противоречий, сделал удивительное заключение, что психическое развитие, т.е. "перерастание" неразрешимого конфликта, является ничем иным как выходом на новый уровень сознания. Подобное заключение, сделанное в клинических условиях, подтверждает тезис расширенного сознания. Более того, он подчеркивает, что овладение новым уровнем сознания является нормальным процессом, в то время как застревание на конфликте есть патология. Сталкиваясь непосредственно в процессе своей психиатрической практики с состояниями, вызванными подобными конфликтами, Юнг пишет: "Я всегда работал, будучи заведомо убежденным в том, что неразрешимых проблем не бывает, к тому же опыт подтверждал это мое убеждение в том смысле, что я часто видел людей, которые попросту перерастали проблему, гибельную для других. Это так называемое "перерастание" в дальнейшем оказалось ничем иным, как новым уровнем сознания. Какие-то более высокие или более широкие интересы появлялись в поле зрения пациента, и благодаря такому расширению этого поля неразрешимая ранее проблема теряла свою навязчивость. Она не была решена логически в своих собственных категориях, а как-то терялась при встрече с новой, более сильной склонностью. Она не подавлялась и не отодвигалась в бессознательное, а лишь представлялась в ином свете и благодаря этому существенно менялась. То, что на более низком уровне вело к дичайшим конфликтам и эмоциональным взрывам, теперь, увиденное с более высокого уровня сознания, представлялось бурей в долине, созерцаемой с вершины. Это не означает, что буря не была реальной, только вместо того, чтобы пребывать в ней, мы находимся над нею" (Юнг К.Г. 1994, с.113).
Интересные результаты предлагает нам другой исследователь в области изучения человеческой психики в измененных состояниях сознания. С. Гроф в своей книге "За пределами мозга" приводит данные тридцатилетнего изучения неординарных состояний сознания, вызванных приемом психоделических препаратов. В этих исследованиях природа субъективной реальности раскрывает многие пласты своих возможностей. Например, в измененных состояниях сознания открывается "доступ к источникам информации, явно выходящим за рамки конвенционального круга индивида". Оно может включать сознательный опыт других людей и представителей других видов, растительной жизни, элементы неорганической природы, микроскопическую и астрономическую области, недоступные без специальных приборов, опыт истории и доисторических времен, будущего, отдаленных мест или других измерений существования. В трансперсональных переживаниях происходит трансценденция многих ограничений, накладываемых природой объективной реальности, а именно, ограниченность восприятия нашего внутреннего и внешнего мира привычными временными и пространственными рамками. В состояниях измененного сознания многие переживают яркие событийные последовательности на уровне клеточного сознания, что, по-видимому, отражает их прошлое существование в форме спермы или зрелой яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия заходит еще дальше, и у человека появляется уверенное чувство повторного проживания воспоминаний из жизни предков или даже подключения к расовому или коллективному бессознательному. В большой группе трансперсональных переживаний сознание словно расширяется за пределы феноменального мира и континуума времени-пространства, каким мы его воспринимаем в повседневной жизни. Обычные примеры тому - опыт встреч с душами умерших людей или со сверхчеловеческими духовными сущностями. В предельной форме индивидуальное сознание охватывает целостность существования и отождествляет себя с Универсальным Разумом или Абсолютом. Высшей точкой всех переживаний будет, очевидно, Сверхкосмическая Пустота - загадочная предвечная пустота и ничтойность, - которая сознает себя самое и содержит всю экзистенцию в зародышевой форме (Гроф С. 1994, с.103-105).
Измененные состояния сознания описывает и феномен религиозной веры. Кратковременные, но очень сильные переживания, позволяющие верующему принципиально по-иному увидеть окружающий мир, во многих религиозных и мистических традициях были ключевым моментом в последующем его развитии. В восточной традиции это состояние характеризуется как просветление, в мистических - посвящение, в христианских, особенно протестантского толка, - обращение. Важность данного состояния заключается в том, что в памяти оно остается в качестве мистического опыта, на который в будущем опираются вера и религиозные чувства человека. Профессор Торчинов Е.А. пишет: "Религия - это комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийся на трансперсональном переживании того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживания" (Торчинов Е.А. 1997, с. 64). Но не все рядовые прихожане большинства религий испытывают подобные трансперсональные переживания, хотя, тем не менее, обладают в том или ином объеме религиозными чувствами. Такие религиозные чувства могут быть индуцированы им другими людьми, уже обладающими подобным мистическим опытом, что определяется передачей его (опыта) через коллективную форму сознания.
В своих исследованиях знаменитый нейрофизиолог Н.П.Бехтерева с понятием "интуиции" связывает способность человека получать новые знания из источников, не контролируемых сознанием. Как она полагает, можно считать установленным фактом, что в некоторых пограничных состояниях сознания отдельные люди могут получать "таинственным образом" какую-то информацию, которой ранее не имели. Это бывает у ясновидящих (Ванга), ученых (Менделеев), поэтов (Лермонтов). Происходит осознание поступающей в подсознание из какого-то источника информации, не вытекающей непосредственно из работы собственного сознания и суммы накопленных знаний. Эта работа может проходить как во сне, так и наяву и не контролируется сознанием. Но к самому получению и осознанию этой информации человек должен быть каким-то образом подготовлен.
Сверхвозможности человека
Говоря о новых возможностях человека, нельзя не упомянуть о, так называемых, свервозможностях мозга. Н.Бехтерева по этому поводу пишет: "О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота".
Очевидно, что именно расширение сознания содействует появлению новых способностей у человека. Поэтому это и есть эволюционный путь человечества, который в будущем будет открывать все новые и новые сверхвозможности человеческого организма, что и выражает проявление его интегральной структуры, т.е. все более и более будут обнаруживаться волновые свойства человеческой матрицы. Можно привести ряд примеров, которые показывают, что волновая структура человека точно так же, как корпускулярная способна воспринимать окружающий мир и "отражать" информацию, как в мозге (корпускулярный уровень), так и в волновых структурах.
Например, известно, что многие люди, пережившие клиническую смерть, описывают свое состояние вне собственного тела. В момент клинической смерти они видят со стороны не только себя, но и то, что находится рядом. По результатам исследования Н.Бехтеревой, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы "душа" выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая со стороны за происходящим, причем при этом не испытывают боль. Понятно, что в этот момент происходит переключение сознания с корпускулярного уровня на волновой. Более того, зрительные образы, которые формируются в это время в мозге, вызываются взаимным влиянием (или стимуляцией) самого волнового поля. Что происходит согласно принципу корпускулярно-волнового дуализма, о котором говорилось ранее, состоящего в том, что все изменения, происходящие на корпускулярном уровне отражаются на волновом, и наоборот.
Этот же вывод подтверждают и исследования швейцарского профессора Олафа Бланка. После наблюдений за состоянием своих пациентов в госпитале Женевского университета Бланк пришел к выводу, что феномен, известный как "выход души из тела" во время клинической смерти, может быть вызван электростимуляцией мозга. В момент обработки током зоны мозга, ответственной за синтез зрительной информации, происходят нарушения восприятия, и больные испытывают чувство необыкновенной легкости, полета, душа как бы парит под потолком, наблюдая со стороны за всем, что творится вокруг.
Но наиболее показательным для волновой природы человека и его интегральной структуры является феномен "альтернативного зрения". Я приведу небольшой отрывок из статьи Н.Бехтеревой (Журнал "Наука и жизнь", N7, 2001 г.). "Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни... Она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора". Читая эти строки, испытываешь пронзительное чувство восхищения и гордости за человека, сумевшего побороть свой недуг.
Но уникальность этого феномена в том, что "альтернативное зрение" вообще присуще каждому человеку. В.М. Бронников разработал методику, по которой можно обучить "видеть" без помощи глаз. В 2002 г. в Институте мозга человека РАН были проведены исследования по изучению альтернативного видения зрячих и слабо видящих лиц и ряда проявлений мозговой активности. В исследовании принимали участие 7 учащихся старших классов средней школы, прошедших обучение по методу В.М. Бронникова. Приведу результаты исследования.
Визуальное наблюдение. Все 7 человек легко читали в маске, плотно закрывающей глаза, практически любой предъявленный текст, лишь иногда на незнакомых словах имели место короткие паузы, также испытуемые свободно передвигались в помещении, обходя препятствия (кресла, стулья)... Испытуемая К.З. в "слепой" маске из термопласта уверенно, без задержки называла знаки, а также описывала картинки на экране компьютера, о существовании которых она не была предупреждена. По результатам экспозиции отмечено 100%-ное опознание предъявлений в файлах, а также совпадение записей двух протоколов. Протоколы подписаны участниками исследования и хранятся в архиве Института мозга человека РАН...
С целью проверки повторяемости результатов и статистической оценки различий, было решено вести дальнейшие исследования таким образом, чтобы в одном сеансе имела бы место работа испытуемого и без маски (условие I), и в маске (условие II). С испытуемым В.Б. были проведены два таких сеанса. В первом сеансе испытуемый выполнял 120 проб без маски, затем 240 проб с маской и еще 120 проб без маски. Во втором сеансе последовательность работы с маской и без маски была обратной.
При визуальном наблюдении за поведением исследуемых лиц действительно создается убедительное впечатление о наличии у них способности видения при закрытых глазах, т.е. наличии альтернативного видения. Исследование с испытуемой К.З. в лаборатории С.В. Медведева показало, что человек в состоянии видеть изображения на экране с полностью закрытыми маской глазами. Использование изготовленной в лаборатории маски и двойного слепого контроля существенно уменьшает возможность подтасовки результатов испытуемыми или их учителями. Возможность подтасовки, кроме того, маловероятна, если принять во внимание, что контингент испытуемых составляли в основном подростки, причем некоторые - с серьезными дефектами зрения. Таким образом, следует сделать вывод о существовании феномена "альтернативного видения".
Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения, подчеркивая тем самым, что речь идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств. И это лишний раз подчеркивает, что информация об окружающем мире поступает человеку не только благодаря органам чувств. Феномен "альтернативного зрения" прямым образом связан с волновой структурой человека. Информация об окружающем мире, отражаясь непосредственно в волновых структурах, передается на корпускулярный уровень (в мозг), стимулируя зрительные образы в соответствующих участках мозга.
Этот уникальный феномен свидетельствует о том, что в эволюции человека нынешние сверхспособности станут обычными заурядными свойствами каждого человека в будущем. Таким образом, можно сделать вывод, что и альтернативное видение, и феномен выхода "души" из тела во время клинической смерти имеют одну природу, и находит свое объяснение в природе волновой структуры человека.
Еще один пример о сверспособностях из статьи Н.Бехтеревой. Более тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, нейрофизиолог В.М. Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. До стимуляции определенной точки мозга больной запоминал 7+2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял", но, тем не менее, дал ответ на вопрос, что и как обеспечивает сверхвозможности. Стало понятно, что в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Как пишет Н.Бехтерева: "Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально".
Не могу не привести еще в качестве примера уникальные свехспособности человека-полиглота Вилли Мельникова, который знает 103(!) иностранных языка, и с которым знакома лично. После тяжелого ранения в голову и контузии во время войны в Афганистане возросла не только его способность к иностранным языкам, но и открылись совершенно новые творческие возможности. Как он сам определяет, новый язык только тогда считается изученным, когда начинает писать на этом языке стихи.
Составляющие свервозможностей
А теперь поговорим о том, как может реализоваться феномен "сверхспособности" в организме человека. Поскольку нас больше интересуют объективные показатели феномена, воспользуемся исследованиями электрической активности мозга. Известно, что на электроэнцефалограммах мозга человека выделяют несколько основных ритмов мозговой активности (табл.3).
Табл.3.
1.дельта-ритм (от 0.5 до 4 Гц, А - 50-500 мкВ) регистрируется во время глубокого сна, не сопровождается сновидениями, это ритм бессознательного состояния;
2.тэта-ритм (от 5 до 7 Гц, А - 10-30 мкВ) соответствует сну со сновидениями, а также гипнотическим и трансовым состояниям сознания, это ритм подсознания;
3.альфа-ритм (от 8 до 13 Гц, А - до 100 мкВ) наблюдается в состояниях глубокого покоя, спокойного бодрствования, длительной монотонной деятельности, это ритм спокойного сознания;
4.бета-ритм (от 15 до 35 Гц, А - 5-30 мкВ) наблюдается во время активной работы мозга. Каждая участвующая в работе нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме. В результате активность становится совершенно асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды. Частота этих волн варьирует в пределах от 13 до 26 Гц, а амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность. Это ритм активного сознания.
5.гамма-ритм (от 35 до 100 Гц, А - 15 мкВ), наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания, этот ритм связывают с состоянием творческого подъема, эмоционального возбуждения (некоторые исследователи предлагают исключить понятие гамма-ритм и использовать выражение "высокочастотный бета-ритм").
Основные ритмы в табл. 3 расположены по возрастанию частоты колебаний, начиная с наиболее медленного дельта-ритма и заканчивая высокочастотным гамма-ритмом. Состояние сознания в каждом случае, как видно из таблицы, изменяется от состояния глубокого покоя до активного и сверхактивного. Как видно, прослеживается однозначная корреляция между активностью мозга и частотой колебания. Можно сделать вывод, что эволюция индивидуального сознания осуществляется за счет увеличения частоты колебаний мозговой активности. Показательна в этом случае и амплитуда. Амплитуда медленных колебаний существенно больше, чем быстрых. Таким образом, интерполируя вышеперечисленные корреляции мозг в будущем должен научиться продуцировать быстрые колебания с высокой амплитудой, что и подтверждают исследования мозга слепой девушки во время обучения альтернативному зрению. Описывая исследование биопотенциалов мозга Ларисы, Н.Бехтерева указывает на доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Как предполагает сама Бехтерева, в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения, что и отражается в ЭЭГ. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность, глубину и интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.
Следовательно, эволюция мозга, связанная с увеличением частоты колебаний мозговой активности, потребует от человека максимального сосредоточенного внимания на фоне гипервозбуждения, т.е. в состоянии высокого творческого подъема и эмоционального возбуждения. Однако здесь есть свое "но". Дело в том, что подобное состояние связано с эпилептиформной активностью, а проще говоря, характерно для больных эпилепсией в наиболее тяжелой форме. Т.е. при объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) обучение альтернативному видению проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. Это значит, что если человек пожелает обучаться альтернативному видению, то вполне возможно, что вместо этого он просто станет эпилептиком.
Патология, в данном случае эпилепсия, проявляется тогда, когда возникшая на некотором участке мозга электрическая активность высокой амплитуды вовлекает в синхронную активность практически весь мозг в результате резонансных явлений. Препятствием к распространению подобных резонансных явлений служат защитные механизмы, обусловленные сверхмедленными физиологическими процессами, которые связывают с эмоциональной составляющей. Хотя такая форма защиты, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Как видно, обучение альтернативному видению является очень тонким процессом, граничащим с обеих сторон с разными формами патологий.
Но, что еще следует подчеркнуть, реализация обучения возможно только в том случае, если человеком владеет не любопытство, а настоящая внутренняя потребность. Потому что только в этом случае доступны истинные глубокие внутренние переживания, формирующие переменную составляющую U-поля, которая в свою очередь порождает переменную составляющую S-поля, что в совокупности порождает устойчивый паттерн альтернативного видения. Тормозные механизмы этого процесса (т.е. чтобы процесс не перешел в патологию) находятся как на волновом, так и на корпускулярном уровне, в частности, и в мозге.
Почему я так подробно останавливаюсь на описании механизма обучения, потому что развитие сверхспособностей возможно в исключительных условиях, фактически, на грани человеческих возможностей, или в клинических случаях на грани жизни и смерти. Сверхвозможности у "обычных" людей проявляются при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии использовать и условно-патологические механизмы в целях оптимизации своей работы, в частности, и гиперактивации, которая естественна только при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Да, за все приходится платить, и я опять с грустью думаю о том, что задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. У Ларисы развилось альтернативное видение, потому что у нее не было иного выхода. У Вилли Мельникова открылись феноменальные способности к иностранным языкам, потому что не было другого способа преодолеть сильнейшие головные боли после контузии.
Закончить анализ этого подуровня хочу словами Вернадского: "...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни..."
Каузальный подуровень (40 ступень)
Каузальный подуровень шестого уровня определяет новые возможности человека в управлении природными и социальными системами. Мы уже говорили о том, что нахождение более общих системных закономерностей снимают ограничения, накладываемые интердективными законами. А в рамках появившихся сверхвозможностей человека его управленческие притязания станут сопоставимы с планетным, межпланетным (и более) масштабом. Рассмотрим, с чем связан механизм подобного преобразования.
Как указывалось выше, каждая конкретная закономерность складывается из совокупности взаимодействий определенного типа в рамках некоторой системы, и вместе с этим имеет частный характер в системе более общих закономерностей. Например, специфические законы общественно-экономической формации конкретизируют социальные закономерности применительно к данным политическим, экономическим, социально-психологическим особенностям, а общесоциальные законы вырастают из еще более универсальных законов, рассматриваемых теорией систем, в сочетании с определяющими характеристиками социальной формы движения (Назаретян А.П.,1991,с.148). Выход на уровень надсистемы позволяет изменять определенные параметры системы и ее фундаментальные константы, что в свою очередь изменяют и действующие в ней законы.
Деятельность целенаправленного человечества постоянно создает новые условия, при которых неуправляемые переменные становятся управляемыми, т.е. одни и те же объективные закономерности (социальные, биологические) проявляют себя иначе и приводят к иным результатам, нежели при прежних условиях. Это означает, что, контролируя условия протекания процесса в более широком диапазоне, можно целенаправленно изменять реализацию объективных закономерностей. Таким образом, интеллектуальный субъект, контролирующий процессы в масштабе, сопоставимом с масштабом интегральной системы, тем самым определяет и содержание законов, которые в ней складываются: опираясь на более универсальные сети зависимостей, изменяя (расширяя) совокупность детерминирующих факторов, он преобразует законы более частного порядка. Такое допущение предполагает перспективу контроля над достаточно глубокими физическими процессами. В пределе это означает, что человечество обретает способность изменять характер физических законов чуть ли не в галактических масштабах.
Но в любом случае, возможность изменять физические законы, пусть даже только на нашей планете, станет реальностью только тогда, когда количественные расчеты по изменению энтропии и негэнтропии в предполагаемых действиях станут непременным условием при принятии каких-либо решений. В настоящее время эту функцию пытается выполнять определенная система общечеловеческих ценностей. Поэтому, если подобные превентивные действия позволят человечеству заранее предотвратить необратимое возрастание энтропии в окружающей среде, которое может привести к необратимой катастрофе, то можно говорить и о реальности дальнейшего существования человечества.
Осознание человеком собственного места в планетарном масштабе дает ему основание принимать правильные решения, при участии в мероприятиях, которые могут затронуть интересы всей биосферы, учитывая все последствия принимаемых решений. В этом случае грамотные прагматические оценки обретают статус также и высоконравственных оценок, где понятие нравственности определяет смещение собственнических интересов в сторону интересов надсистемы, т.е. всего общества. Понятно, как понятие нравственности смыкается с понятием защиты интересов надсистемы. Таким образом, на этом подуровне определяющим критерием ментальных конструкций, претендующих на роль всемирной информационной модели, является их нравственность, т.е. способность информационных моделей не только к опережающему моделированию, но и ее способность предвидеть катастрофичные последствия в процессе выработки решений. Это позволяет заключить, что достаточно высокий уровень интеллектуального развития превращает мораль со своей стороны в критический инструмент проверки на целесообразность действий.
Формирование собственной системы ценностей.
Контрольный подуровень (41 ступень)
Для контрольного подуровня основными критериями, которые определяют целесообразность действия развивающихся систем, становится система моральных ценностей, которая органично встраивается в информационную модель. Поэтому критерием контрольного уровня называется образование критического инструмента проверки на целесообразность в виде морали и нравственности (при достаточно высоком уровне интеллектуального развития) в качестве антиэнтропийной функции. И это должна быть такая система нормативных регуляторов, которая учитывает количественное изменение энтропии и негэнтропии в надсистеме.
Система ценностей социума, строится на нравственных началах каждого его индивидуума. Следовательно, эволюция нравственных социальных систем будет определяться эволюцией каждого человека в отдельности, поскольку через внутреннее преобразование отдельных личностей возможно нравственное преобразование всего общества. Поэтому немаловажную роль в эволюции планеты играет формирование собственной системы ценностей.
Поскольку эволюционные преобразования состоят в том, чтобы структурировать энергию U и S полей, т.е. переводить ее в низкоэнтропийное состояние, то задача каждого человека накапливать негэнтропию в собственных волновых структурах. Мы рассматриваем 49 ступеней в эволюции планеты, каждой из которых соответствует своя оболочка интегральной структуры (ИСМ). Человек, являясь частью ИСМ, также обладает 49-ю оболочками. Накопление негэнтропии на каждой из них есть задача чрезвычайно сложная, поэтому в течение одной жизни это осуществить не возможно, вот и приходится воплощаться снова и снова в разных человеческих телах, т.к. только на корпускулярном уровне существует возможность накопления негэнтропии. Воплощение человека в физическое тело с конкретной целью накопить негэнтропию определенного уровня определяет его априорные цели, или его функцию целеполагания. Но, как мы уже выяснили, априорные цели развития чаще всего определить практически не возможно. В этом случае их заменяют некие внутренние идеалы, к которым человек неосознанно стремится в течение всей своей жизни.
Помимо абстрактных идеалов человек также обладает собственной ценностной системой. И если идеалами человека обеспечивает ИСМ, вернее, холономный уровень развития человека, то личную систему ценностей, в основном, каждый вырабатывает сам, и определяется она обычно его контрольным уровнем. Поэтому, говоря о нравственных ценностях, нужно понимать, чем они отличаются от идеалов. Фактически, идеалы едины по своей сути и могут вырисовываться или конкретизироваться в течение всей человеческой жизни, но вот система ценностей не бывает единственной, она вполне может меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретная определенная система ценностей вырабатывается контрольным подуровнем человека и обычно помогает в течение какого-то промежутка времени. Чаще всего моральные ценности не являются общезначимыми, иначе говоря, добродетели, которые становятся настоящими ценностями для одного человека, могут оставить вполне равнодушным другого. Они способны определить главное направление жизненного пути человека в течение периодов, исчисляющихся годами или десятилетиями. Поэтому от холономных идеалов ценностная система отличается гораздо большей конкретностью.
Как и любая другая автономная система, система ценностей может проходить длительный путь в эволюционном развитии каждого человека, что выражается в периодической смене одной системы на другую. Смена моральных ценностей воспринимается человеком как кардинальная перемена судьбы. Новые идеалы, возникающие взамен старых, лишь уточняют направление развития человека, И старый, отживший идеал кажется недостаточно ясным или слишком грубым, но никогда не противоположным нынешнему. А вот системы ценностей могут иногда буквально выворачиваться наизнанку, что часто сопровождается сильным стрессом и временной потерей почвы под ногами, но ее нужно искать, и порой новые ценности обнаруживаются в совсем неожиданном месте. В этом случае необходимо помнить, что холономный подуровень является естественной защитой для контрольного подуровня. Говоря метафорически, настоящий идеал дает человеку ориентацию в пространстве, а настоящая ценность создает ощущение твердой почвы под ногами и чувство реального прохождения пути.
И опять на передний план эволюционного прогресса выступает "его величество" конфликт, если человек осознанно противится выполнению экзистенциальных (холономных) целей. Теперь природа внутренних конфликтов состоит в том, что холономные цели, выраженные экзистенциальными ценностями, вытесняются в подсознание, когда человеку становится ясно, что он не способен их достичь. Как правило, эта вытесненная часть сильно противоречит и плохо согласуется с той, что отражена в сознании. Если ценности находятся в неосознанном состоянии, на уровне инстинктов, то действуют они так же, как действуют подавленные инстинкты. А любое подавленное содержание неизбежно провоцируют ложные установки. Теперь эти вытесненное элементы возвращаются в сознание в искаженном виде. Поскольку идеалы, предъявляя определенные требования по выполнению конкретных задач, заставляют человека все время работать над собственным совершенствованием, т.к.только устраняя недостатки в собственной натуре, человек способен выйти на новый уровень развития. Но вместо этого подсознание услужливо подсовывает человеку установку, что недостатков никаких нет. В этом случае происходит прорыв на каузальный уровень, и все вытесненные недостатки проявятся на событийном уровне через внешние конфликты.
Такие конфликты лучше всего рассматривать как зеркало, которое предоставляет человеку возможность увидеть себя со стороны. Внутренние проблемы высвечиваются в столкновениях с другими людьми, и чем больше человек не желает видеть в себе недостатков, тем чаще происходят конфликты. Полезно научиться постоянно относить на собственный счет раздражение и неудовольствие предметом внешнего созерцания, помня, что видимые несовершенства внешнего мира суть не более чем символическое отражение недоработок внутреннего, так что когда нас раздражает неряшливость детей, на самом деле это перенесенная реакция на собственную безалаберность. И опять благодаря конфликтам человек способен эволюционировать. Умение правильно осознать возникший конфликт, увидеть его истинную причину, лежащую внутри собственного искаженного видения "себя любимого", помогает правильно формировать и собственную систему ценностей. Процесс воспитания, направленный на внутренний мир ребенка, помогающий ему разобраться в собственных переживаниях, является единственным путем, способствующему правильному восприятию мира. Опять возвращаемся к исходному тезису: мы познаем мир через себя и посредством себя.
Вопросы, которые здесь подняты, с моей точки зрения, являются наиболее актуальными, т.к. показывают, что проблемы обучения и нравственного воспитания находятся в другой плоскости, чем мы себе представляем. Об этом можно и нужно много говорить, убеждая в том, что собственный мир человека, его сущностные переживания неотделимы от внешнего мира, взаимосвязаны с ним, определяются его законами. Я очень кратко касаюсь многих проблем, поскольку не хочется, чтобы объем текста превышал разумные пределы. И здесь тоже приходится себя обрывать, хотя разговор только начат.
Холономный подуровень (42 ступень)
Формирование интеллектуального субъекта, способного контролировать процессы, происходящие в надсистеме, приводят к мысли о том, что исключаются абсолютные естественные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба. Более того, согласно общесистемным закономерностям, превращение интеллекта в активный метагалактический фактор теоретически неизбежно. Благодаря наличию эффективного механизма, посредством которого преодолеваются запреты, налагаемые объективными законами, преобразование интеллекта особенно отчетливо реализуется в технологической деятельности человека. Но вместе с тем нельзя считать, что этот процесс является неизбежным, т.к. в любой момент он может прерваться в связи с гибелью человечества. Нельзя преуменьшать общесистемные закономерности, заложенные изначально в эволюционное развитие. Возможно, бесконтрольное возрастание энтропии приведет к уничтожению только человечества, сохраняя биосферу в более или менее целостном состоянии. Будет ли это ядерная война или новые неизлечимые заболевания, вызванные нарушением экологии, например, можно же допустить, что дальнейшее загрязнение окружающей среды вызовет трансформацию вирусов СПИДа, которые станут передаваться воздушно-капельным путем, и тогда гибель всего человечества будет неизбежно. Тогда в связи с тем, что погибнет только человечество, освободится ментальный (четвертый) уровень творения, который должен будет заполниться развивающимся интеллектом на новой биологической основе. Можно даже предположить, какой биологический вид сможет занять освободившуюся трофическую "ментальную" нишу. Читая об удивительных способностях крыс в сфере выживания, с использованием зачатков индивидуального сознания, вполне можно допустить, что в развитии следующей цивилизации будут участвовать крысы. Даже тот факт, что после испытаний ядерного оружия в Тихом океане на одном из атоллов из всей живности в живых остались только крысы, говорит в пользу того, что после третьей мировой войны вполне возможно, будет создаваться именно крысиное "человечество". Не трудно теперь понять, что легенды о высокоразвитой цивилизации, связанной с Атлантидой, также могут иметь реальную основу, т.к. ее исчезновение было обусловлено, вероятнее всего, возрастанием энтропии в окружающей среде. Хотя это могло быть связано не обязательно с загрязнением физической среды, а скажем с возрастанием энтропии на ментальном уровне творения. Здесь как раз речь идет о том, что возрастание энтропии на любом из земных уровней приводит к самоуничтожению любых самоорганизующихся систем. После уничтожения Атлантиды ментальный уровень начал заполняться на основе новых биологических существ, связанных с отрядом приматов, из чего вскоре возникло новое человечество, относящееся к Homo sapiens. Не плохо было бы, в этом случае, считать исчезновение Атлантиды одним из лучших предупреждений нам, т.е. всему нынешнему человечеству. И если кого-то возмущает тот факт, что христианский Бог мог запросто утопить греховное, с Его точки зрения, человечество, то проблема здесь не в том, чтобы сохранить человечество, а в том, чтобы сохранить хотя бы планету. Потому что в противном случае не будет ни человечества, ни животного и растительного мира, ни планеты вообще.
Таким образом, понятия нравственности и морали, отвечающие за возрастание и убывание энтропии в надсистеме, становятся одними из основных антиэнтропийных функций самоорганизующихся систем. Поэтому, например, высокая антиэнтропийная направленность, заложенная в заповедях Иисуса Христа, делает, провозглашенную им, систему ценностей универсальной. Только благодаря своей антиэнтропийности, она просуществовала 2 тысячи лет, и будет еще существовать столько, сколько любые другие физические законы. Сейчас не составляет труда доказать логическим путем рациональность любой из приведенных в Евангелии заповедей, основываясь на предложенной концепции действующих закономерностей. А действие антиэнтропийного механизма в каждой из них практически становится очевидной. Христос преподавал свою систему ценностей, не основываясь ни на каких физических закономерностях, их просто не было в то время, поэтому его заповеди необходимо было принимать исключительно на веру. Но сейчас-то мы уже можем понять, что мораль и нравственность - это суть категории знания, а не веры. Как бы вы ответили на вопрос: "Верите ли вы в то, что у вас болит зуб"? Если человек ясно осознает, что у него болит зуб, то вопрос о вере просто не возникнет. Мы верим или не верим только в том случае, если мы не обладаем конкретным знанием. Так вопрос веры в Бога определяется лишь потому, что мы не знаем, существует Он на самом деле или нет. Но если появится логичная информационная модель, в которой наличие Бога является непременным атрибутом, которая при этом способна логично описать все взаимозависимости окружающего мира, то вопрос о вере отпадает сам собой.
Не смотря на то, что мы определили контрольный уровень планеты как эволюционный этап общественного сознания, но понятно, что вначале осваивать его станут только некоторые отдельные личности. Так на предыдущем уровне мы установили, что умение создавать вихревые потоки ментальной энергии позволяют человеку управлять причинами событий в пределах собственной судьбы. То теперь способность объединять множество потоков в единое поле позволит влиять на ход событий всего социума, например, целого народа.
Управление потоками внешней энергии, создающих причины тех или иных событий, изменяет в корне наши представления о реальности мира, поскольку такому управлению становятся доступны действия, выходящие за пределы известных причинно-следственных связей. Именно поэтому практически исключаются естественные абсолютные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба, что в свою очередь и породило в народе понятие о "чуде". Хотя еще Блаженный Августин в III веке н. э. говорил: "Чудо - явление, не противоречащее законам природы. Чудо - явление, противоречащее нашим представлениям о законах природы".
Осознать истины такого уровня, научиться управлять причинно-следственными связями, влияющими на исторический ход социума, могут люди, которые в своем развитии достигли контрольного уровня творения. Благодаря этому таких людей стали называть пророками, а контрольный уровень поэтому можно называть также уровнем пророков, также как каузальный уровень был назван уровнем гениев. В этом случае мы можем называть пророком человека, который локализовал в своем сознании или, другими словами, имеет в своей информационной модели, не только установленные причинно-следственные связи, но и умение их использовать, меняя любую ситуацию в нужном русле. Поэтому будем считать, что любой человек, достигнув шестого уровня, становится пророком. К примеру, Иисус Христос. Вы только вдумайтесь, какую же надо иметь личностную энергию, чтобы изменить судьбу мира на ближайшие две тысячи лет! Можно назвать и еще несколько прославленных личностей, сумевших изменить судьбу мира: Гермес Трисмегист, Будда, Магомет и др.
Подводный А. 1992, с.54
Подводный А. 1992, с.84
Юнг К.Г. 1994, с.132
Подводный А. 1992, с.79
Назаретян А.П.,1991,с.184
|