Глава 10. Мотивация воспитательного процесса в содержании образования
Формирование нового мышления, как уже сказано выше, возможно только на основе нового мировоззрения. Предлагаемая концепция наряду с описываемыми закономерностями формирования систем устанавливает также и основные цели человеческого развития. Попробуем показать, насколько важны знания подобного рода, т.е. насколько они сущностны для всего человечества. Более того, чем раньше человечество поймет смысл происходящих общечеловеческих процессов, тем легче будет выбираться из очередного кризиса. Сейчас в описании картины мира мы подошли вплотную к тем моментам, которые определяют основные идеалы человечества. Старшее поколение на себе испытало, насколько трудно менять их в зрелом возрасте. Формирование устойчивых идеалов в раннем возрасте создадут в новой личности целеустремленность, ответственность за свои поступки, умение правильно делать выбор. Основное требование, которое предъявляется к любой системе построения идеалов, заключается в том, что вся система должна быть критически осмыслена. Нельзя порождать иждивенчество в таком процессе как создание собственной системы ценностей, которая формируется под влиянием принятых идеалов. В данном случае иждивенчество начинается со слов "поверьте" или "истинно говорю вам". Знания и вера - две несовместимые категории. Вера начинается тогда, когда существует лень ума, когда нет желания осмыслить предлагаемые утверждения, когда просто верить легче, чем думать и размышлять. Насколько это опасно покажем в дальнейших рассуждениях.
Критичность, осмысленность, логичность, последовательность - вот основные критерии, выдвигаемые на любом этапе формирования системы идеалов и основывающейся на ней системы моральных ценностей. Именно поэтому в этой работе пришлось так много уделять времени процессам эволюции материи, чтобы показать, единство всех явлений, независимо от того, к какой сфере эти явления относятся, будь то атомы или биосистемы, социум или уникальная человеческая личность.
Мы подошли к изучению очередного этапа в развитии планетных оболочек, который обладает новым смыслом, т.к. теперь мы будем говорить о будущем человечества. До сих пор речь шла о процессах, которые уже реализованы в интегральной реальности, т.е. планетарная эволюция успешно прошла эти стадии. Существование еще трех функциональных свойств, с которыми должна проинтегрировать объективная реальность свидетельствует о том, что эволюция не закончена, она продолжается и находится на самом пике своего развития. Итогом этого развития будут еще три оболочки, которые должны быть сформированы у планеты. На предыдущем уровне развития интеграция определялась третьим признаком, который был назван S-признак, и который, как было показано, отвечает за возникновение сознания на планете в различных формах. Мы проследили эволюцию сознания для биологических систем и для человека. Основной отличительной чертой между развитием сознания в биосфере и ноосфере явилось различие в локализации этого S-признака. Если для животного и растительного мира этот признак локализуется только на волновом уровне материи (видовое сознание), то для человека он уже присущ и его корпускулярной структуре (индивидуальное сознание). И если ранее мы говорили о различиях в признаках по частотному составу, то сейчас можно сказать, что человек научился "улавливать" именно этот частотный состав субъективной реальности и не только "улавливать", но и потреблять, и преобразовывать ее в более низкоэнтропийное состояние.
Итак, четыре этапа эволюции из семи уже пройдены. Еще раз повторим, что было реализовано на этих этапах. Во-первых, осуществлена интеграция по D-признаку с созданием материального тела планеты, во-вторых, пройдена интеграция по U-признаку, в результате которой на базе корпускулярных систем появился новый тип систем, называемых психикой с соответствующими эмоциональными состояниями. В-третьих, началась осуществляться интеграция по S-признаку, в результате чего также на основе корпускулярной материи появился новый тип систем, который назван сознанием. Но как было показано, на предыдущем плане интеграция по S-признаку происходила на уровне только третьих производных. Основные свойства этого признака будут реализованы только после интеграции на уровне вторых производных, которые определяют в системах высшие управляющие функции F1, F2, F3.
Теперь нам предстоит пройти еще три эволюционных этапа, при которых будут образованы три планетных уровня: каузальный, контрольный и холономный. Я говорю "нам предстоит", потому что именно на человека возложена эта миссия по преобразованию планеты. И от того, насколько хорошо мы сможем справиться с этой задачей, зависит наше будущее.
Хочу лишний раз остановиться на этом моменте, потому что, предлагаемая концепция представляет собой всего лишь модель мироздания, и как в любой модели в ней возможны погрешности и неточности. Можно соглашаться и не соглашаться с отдельными высказываниями, изложенными здесь, поскольку многие из них являются спорными, идущими в разрез с современным научным мировоззрением, но эта модель единственная, которая способна определить априорные цели развития человеческой цивилизации.
Очень хочется, чтобы основная идея, которая красной нитью прослеживается на протяжении всей работы, была бы услышана большинством людей Земли. Ближайшее будущее человечества связано с освоением каузального уровня (поля, оболочки) планеты. Такое освоение реализуется только в том случае, если информационная модель мира, которой пользуется человечество, будет отражать все причинно-следственные связи, существующие в мире. Развитие человека будет зависеть от того, насколько правильно такая модель дает осознание в движущих силах эволюции, насколько истинны предлагаемые ею априорные цели, являющиеся побудительными причинами развития. На сегодняшний день такой модели нет, она пока не создана. Поэтому предлагаемая работа является первой попыткой на пути к созданию концепции подобного рода.
Не нужно считать, что человек является венцом всего творения. Нам еще только предстоит им стать, конечно, если мы сможем это сделать, а для этого надо знать, каким путем идти, как развиваться. Поэтому рассмотрим подробно, в чем смысл дальнейшей эволюции человека.
Первоочередной этап в дальнейшем развитии - это каузальный уровень. Этот уровень, создающий новую планетную оболочку, существенно отличается от тех, что уже были созданы. В первую очередь надо отметить, что, начиная с этого уровня, субъективная реальность начинает доминировать, т.е. играть более значимую роль, нежели объективная. Поэтому на каузальном уровне творения рассматриваются действия не объектов, а целенаправленных субъектов, т.е. таких, которые способны самостоятельно производить манипулирование другими объектами в окружающей среде. Теперь подлинного объекта эволюции можно именовать либо целенаправленным субъектом, либо объективным субъектом, но никак не "объект".
С этого уровня поступательное движение эволюции определяется возрастанием негэнтропии (негэнтропия - это отрицательная энтропия, т.е. энтропия с обратным знаком) не во внутренней среде самоорганизующихся систем, а во внешней среде. Поэтому освоение каузального плана целенаправленными субъектами строится на овладении функции управления процессами в окружающем мире. Поскольку теперь основной задачей становится целенаправленное понижение энтропии во внешнем мире, то в системах, которые освоили способы повышения негэнтропии в собственной структуре, в сознании как бы происходит переключение интересов с собственных потребностей на потребности надсистемы. При этом, используя собственную информационную модель, такие системы должны конструктивно организовывать разнообразные хаотические силы окружающего мира. Внешняя ситуация должна быть умственно переструктурирована таким образом, чтобы достигался полезный эффект, который во много раз превышает в энергетическом отношении приложенные усилия. Освоение каузального уровня, или другими словами, выход на уровень надсистемы, в свою очередь обусловливает возможность управления теми переменными, которые раньше выступали в качестве неуправляемых констант. Это дает возможность управлять не только следствиями, но и причинами, их вызывающими, а в дальнейшем эта способность перерастает в способность изменять и любые нежелательные ситуации в любой момент времени.
Современное естествознание, занимаясь последовательным изучением законов объективного мира, игнорирует исследования, проводимые в области изучения законов субъективного реальности. Хотя, как уже было показано, на законах субъективной реальности изначально строятся все физические законы объективного мира. И пока делаются только первые попытки изучения субъективной реальности, но уже они показывают насколько функционально значимы для людей эти знания. Освоение человеком индивидуальной формы сознания привело к тому, что у нас уже имеется возможность непосредственно изучать природу субъективной реальности.
Физический подуровень каузального плана (29 ступень)
При формировании интегральной структуры материи на уровне энергетического, адаптационного планов было показано, что она образуется в виде волновых интерференционных полей, заполняющие потенциальные уровни интегральной структуры мироздания, наподобие образования голограммы. Поэтому уже на этапе формирования энергетического плана в самоорганизующихся системах наряду с дифференциальной начинает четко проявляться и ее интегральная структура, которая состоит из энергетических каналов и энергетических оболочек. Волновые поля, формирующие эту структуру, образуются в результате интерференции волн определенного частотного состава, генерируемых внутренней корпускулярной материей, когерентных с внешним излучением. Именно поэтому происходит восстановление исходной целостности на дифференциальной основе. На примере создания голографии можно понять, что овладение способами обработки, консервирования (хранения), воспроизведения такой формой материей как поле, дает возможность сделать важный шаг в понимании мироздания.
Уже на ментальном уровне творения мы видим, что свойства интегральной материи информационного плана существенно отличаются от материальных свойств энергетического и адаптационного уровней. Здесь появляются такие свойства как неделимость энергии, что дало возможность предположить образование еще одного типа материи, лежащего, скорее всего, в основе вихревого поля. Специфика материального уровня каузального плана также имеет свои особенности, и это связано с ее интеграцией с новым субъектным качеством, определяемым второй производной по S-признаку. Поскольку новый уровень интеграции соотносится с управляющими функциями, которые связаны с выходом системы на уровень надсистемы, то материальный носитель этого плана должен включать в себя не только собственную интегральную структуру, но и интегральную структуру надсистемы. В этом случае она теперь выступает, как новый структурный уровень материи системы, и ее в дальнейшем будем называть информационным уровнем материи. И теперь будем выделять уже 4 уровня материальных форм:
- --
корпускулярный уровень материи;
- --
волновой уровень материи;
- --
полевой уровень материи.
- --
информационный уровень материи
Как видно, мы снова вернулись к тому от чего вышли. С самого начала предполагалось, что ИСМ является информационным уровнем материи, в которой была "записана" программа развития Вселенной. Теперь реализация этой программы вновь воссоздает целостную картину, которая изначально была только, как предполагаемая. Выделенная изначально энергия снова возвращается в исходное состояние, воспроизводя всю ИСМ во всей целостности. Как видно, пока только грубая низкочастотная энергия первого (корпускулярного) уровня материи способна воздействовать на наши органы чувств, и мы еще не в состоянии "видеть" три других уровня более тонких и высокочастотных. Но совсем не факт, что мы никогда не сможем научиться воспринимать все виды материи, мы ведь находимся только в середине эволюционного развития, у нас еще все впереди.
С информационным видом материи связаны не только каузальный уровень творения, но и контрольный, и холономный уровни. Новый вид энергии, который образуется на этих планах, связан с тем, что в интегральную реальность в больших количествах воплощается энергия последнего и самого главного признака субъективной реальности.
Теперь мы можем более подробно поговорить о том, что представляют собой субъектные свойства материи. Ведь мы говорили о субъективной реальности как о некой субстанции, которая в процессе самоорганизации воплощается в материальную Вселенную. Мы подробно рассмотрели интеграцию субъективной реальности по D-признаку, и видели, что в результате была создана физическая Вселенная, или то, что обозначается словом Природа. Эволюция нашей планеты в этом процессе - всего лишь один из этапов. И здесь мы смогли увидеть, как в результате интеграции с U-признаком появились системы, обладающие свойствами живых организмов. Теперь - последний этап, на которой произойдет окончательная интеграция субъективной реальности, после слияния объектов с субъектным S-признаком. Этот признак и характеризует субъектное свойство сознание, как еще один тип исходной энергии, которую пока только в очень малой части смог локализовать в себе человек. Таким образом, интеграция с S-признаком, это, прежде всего, локализация энергии сознания на всех планетных уровнях. И основным объектом, взявшим на себя эту миссию, является человек.
Скалярные поля по S-признаку изначально возникают как напряженные состояния пространственно-временного континуума при дифференциации по субъект-объектному признаку. С возникновением первых живых существ, в скалярных полях сознания появляются первичные неоднородности, связанные с формированием отражающей функции. Далее организмы при помощи различных поведенческих реакций накапливают информацию о собственной активности, создавая повышение потенциала в исходном поле S-энергии. Ментальные процессы объясняются с точки зрения реакции отражения организмов на окружающую среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше и хранящейся в информационном поле в виде энграмм.
Для того чтобы информационные поля были устойчивыми нам нужно предположить, что они являются вихревыми полями. Чтобы понять, что это такое, начнем с потенциальных полей. Потенциальные поля у нас, как правило, ассоциируется с понятиями гравитационного поля или электрического поля. Отличительным свойством таких полей является их неспособность создавать вихревые потоки. Переструктуризация потенциальных полей, в основном, связана с превращением их в поля градиентов, т.е. в однородном потенциальном поле появляются зоны повышенных или пониженных потенциалов. Вспомним, когда мы рассматривали возникновение корпускулярной материи из физического вакуума, то видели, как одновременно с ней появляется и гравитационное поле. Фактически физический вакуум на этом этапе продифференцировал на корпускулярный и полевой уровни материи, потому что размазанная по всему кварту, энергия сконцентрировалась в его центре, оставив вместо себя новый вид или образ кварта в форме его гравитационного поля, заполненного u и d бозонами. Гравитационное поле является потенциальным. Такие поля могут сохранять свою энергетическую структуру вне зависимости от корпускулярной материи, т.е. после исчезновения физического тела, его гравитационное поле сохраняется в течение некоторого времени. По истечении этого времени поля в результате диссипации энергии рассеиваются, т.е. области с повышенным или пониженным значениями выравниваются к одному усредненному потенциалу.
Однако мы знаем, что электромагнитное поле сохраняется в течение гораздо более длительного периода за счет того, что оно имеет вид вихревого поля. Такое поле образуется тогда, когда переменное магнитное поле порождает переменное электрическое поле, и наоборот переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле. Можно считать, что электромагнитное поле, дифференцируя на две составляющие - магнитное и электрическое поле, порождает само себя, сохраняя длительное устойчивое неравновесие с окружающей средой. По аналогии можно предположить, что и информационное поле в структурированном виде может сохраняться только в состоянии вихревого поля. Исключительно из соображений схожих аналогий можно допустить, что переменное витальное поле создает переменное ментальное поле и наоборот. Подобное допущение несет в себе явный признак некой парадоксальности или авантюризма. Хотя более подробное изучение такого явления делает его не таким уж невозможным. Все дело в том, что рассматривать явления, связанных с понятием сознания, мы можем только, исходя из аналогий с известными физическими полями, интерполируя наши познания за пределы известного. В ходе дальнейшего анализа мы конкретно рассмотрим, чем определяются понятия переменного витального и ментального полей.
Появление в животном мире различных видов, преобразуют ментальное поле в потенциальное, где зонам повышенных потенциалов соответствует накопление информации о состоянии каждого вида. Затем с появлением индивидуализации сознания возникают первичные вихревые потоки, создаваемые отдельными особями. Так постепенно потенциальное поле преобразуется в вихревое, а исходное поле однородного гомогенного сознания превращается в упорядоченное конструктивное информационное поле. Примерно так можно представить, как происходит квантование исходного поля сознания. Каузальный уровень планеты формируется за счет возникновения в поле S-энергии отдельных вихрей, первоначально не связанных друг с другом.
На этом же уровне происходит сущностное преобразование и с системами, которые вышли на новый уровень - уровень надсистемы. Теперь системы существуют (т.е. обрели свое бытие) в хрональной оболочке надсистемы. Так в системах появляется новая возможность, связанная с упорядочением собственной хронооболочки, или другими словами появляется возможность регуляции собственного хронального поля. Таким образом, первой управляемой переменной, которая имела вид константы на предыдущем плане, является время. В дальнейшем, рассматривая сознание как функцию опережающего моделирования (отражение), покажем, что время является фактором, управляющим этой функцией. А пока замечу, что опережающее моделирование в целом связано с прогнозированием будущих событий. Прогнозирование, предсказание - это предощущение события. Мы точно не знаем, будет событие или нет, но мы можем его предчувствовать. Это и есть работа со временем. Обычно мы живем только в настоящем времени, а здесь получается некоторое размытие границ и человек находится одновременно "здесь и сейчас" и в некоторой степени находится в собственном будущем. Такое размытие границ собственной хронооболочки означает переход в хронооболочку надсистемы.
Как видно, все высказанные здесь предположения о материальной природе сознания являются в большей или меньшей степени условными. Строятся они на аналогиях с известными физическими моделями. Вполне возможно, что через определенное время будет создана иная модель, объясняющая природу сознания по-другому. Однако на данном этапе эта модель вполне пригодна для того, чтобы правильно понять мир, изучить его, и использовать ее (модель) для прогнозирования (а потом и программирования) будущего.
Энергетический подуровень каузального плана (30 ступень)
Энергетический подуровень определяет новую потребность эволюционирующих систем. Какой может быть потребность каузального плана, если способы, которыми определяется понижение энтропии в окружающей среде при помощи освоения функций каузального плана, в значительной мере отличаются от тех, что были рассмотрены ранее. Побудительные мотивы целенаправленных субъектов теперь должны быть сознательно устремлены на повышение негэнтропии в надсистеме, т.е. самоорганизующиеся системы должны осознанно преобразовывать среду в эволюционном направлении. Новая потребность, которую обусловливает каузальный уровень творения, является потребность в целенаправленной деятельности. Это деятельность такого субъекта, который, осознав себя, пытается утвердиться любыми путями и овладеть лидирующим положением в природе, заняв трофическую нишу, определяемую уровнем ноосферы.
Первоначально такая потребность оформляется в появлении все возрастающих желаний-потребностей человечества. И здесь можно отметить, что удовлетворение растущих потребностей отнюдь не уменьшает их, а напротив, приводит исключительно к их росту, т.е. "чем больше имеешь, тем больше хочется". В отличие от животного у человека удовлетворение одной потребности рождает новую потребность. И появляются новые потребности, и нарастают как снежная лавина, превращая планету в свалку отходов техногенного производства. Давайте порассуждаем, до каких пор это может происходить безнаказанно.
Активность человечества антиравновесна по самому своему определению, поскольку человек разумный выделился из природы только благодаря тому, что природа этому всемерно противодействовала. Точно так же, как и все живые организмы сформировались, существовали и эволюционировали благодаря постоянному противодействию окружающей среды. Поэтому перед носителем интеллекта встал вопрос о том, что гармония с природой может быть достигнута не приспособлением к ней, а только эффективным управлением. Хотя мы знаем, что потребность такого рода, да еще под печально знаменитым лозунгом "мы не можем ждать милостей от природы", как известно, привела человечество и к экологическому, и к социальному кризису. А последствия подобного одностороннего агрессивно-потребительского отношения к природе всегда только обостряли кризисные ситуации, где источником такого легкомысленного, примитивного обращения с природой является амбициозность, завышенность собственных знаний и возможностей.
Но, не смотря на это, массовые безответственные действия, нанесшие огромный ущерб природе, а, следовательно, и обществу, не развенчивают феномен сознательного управления. Они только лишний раз убедительно доказывают, что управление с плохо сформулированными априорными целями, несоответствие объема информационной модели мира и управленческих притязаний приводит общество к разрушительным последствиям. Понятно, что управлять миром можно и нужно, только делать это надо в соответствии с основными целями, диктуемыми надсистемой, и соответствующей информационной моделью, которая эти цели в себе отражает. Таким образом, новую потребность, определяемую этим уровнем, мы сформулируем в виде потребности в управлении природными и социальными процессами.
Подуровень адаптации (31 ступень)
Подуровень адаптации предусматривает, как системы приспосабливаются для выполнения новых эволюционных задач. Это связано с появлением новых форм поведения, основанных на возросшем потенциале отражающей функции, которая включает в себя эмоциональные и ментальные свойства системы. В предыдущей главе рассматривалось формирование новой интегральной реальности в виде человеческой личности, образующейся в процессе индивидуализации сознания. В эволюционных процессах интеграции именно личности (субъекты) будут играть основополагающую роль.
Поскольку мы определили, что человек разумный выделился из природы только благодаря тому, что природа этому всемерно противодействовала, то прямым следствием этого является, так называемая, природа конфликта. Это означает, что основной движущей силой эволюционного развития личности будут возникающие ситуации конфликтов. Внутренние и внешние конфликты, сопровождающие человека по жизни, - это его индивидуальный план развития. Хочу еще раз напомнить, что задача сделать человека счастливым, не входила в план сотворения мира.
Посмотрим, как в целом это реализуется. Например, с одной стороны, у личности возникает потребность в прямом и косвенном общении с другими личностями, а с другой стороны, она ориентирована на то, чтобы, будучи погруженной в коммуникационный поток, не раствориться в нем. Это значит постоянно утверждать свою системную определенность, сопротивляясь давлению культурно-смысловой среды на уровне субъект-субъектного противостояния. Внутренний конфликт, возникающий из постоянного сопротивления может преобразоваться во внешний. Как реализуется данный конфликт, в какой форме он проявится, зависит от человека, вернее, от его уровня развития. Другой пример, ядром человеческой личности как смысловой системы становится рефлексивная самооценка, причем ее оптимизация становится основным стержнем мотивации поведения. При развитии человека потребность рефлексивной самооценки, вступая в конфликт с сиюминутными побуждениями, обусловливает его волевую саморегуляцию. И опять конфликт определяет новое качество личности - волевую саморегуляцию. Более того, если вспомним, что изначально прямолинейный первобытный прагматизм, его кажущаяся алогичность происходят из бедности системы посылок, то более объемное, многоаспектное видение ситуаций качественно усложняет меру оценки целесообразности, а вместе с ней и побудительные мотивы. В дальнейшем многие звенья волевой регуляции перерастают в характерный феномен послеволевого (послепроизвольного) поведения. Он заключается в том, что некоторые несущественные уровни конфликта исключаются из зоны сознательного контроля и перестают субъективно переживаться. Хотя при этом они и сохраняются в программах человеческой психики в снятом виде, но в более емких информационно-смысловых блоках, которыми оперирует субъект. Этот механизм послепроизвольной нормативной регуляции, который является одним из бесчисленных вариантов общесистемного механизма вторичной упрощенности, по мере созревания личности продолжает совершенствоваться и при благоприятных условиях может достигать очень высокого эффекта.
Упорядочение разнообразия, которым определяется адаптационный подуровень, связано с упорядочением эмоциональных состояний. Хаотические эмоции с высоким уровнем энтропии, в качестве которых выступали первоначально страх, гнев, ярость, заменяются теперь на более цивилизованные (низкоэнтропийные): любовь, сострадание, терпимость. Мы знаем, что животным присущи эмоции, которые различаются по принципу "удовольствие - неудовольствие", например, кошка от удовольствия мурлычет, или выгибает спину, когда агрессивна. Но осознавание своих эмоций возможно только человеку, у которого они приобретают более широкий спектр.
Давайте здесь проведем некоторое различие между эмоциями и чувствами. Будем считать, что чувства представляют собой естественную реакцию на то, что мы воспринимаем, а эмоции являются продуктом не восприятия, а мышления, рассудка. Это деление очень условно, но сделать его необходимо, чтобы различать естественную реакцию организма от "надуманной" или осознанной, и это деление касается только людей, потому что у животных нет осмысления своих эмоций или чувств. Например, эмоции могут быть энергетически чрезвычайно опустошительны, в то время как чувства могут наполнять, но никак не опустошать личность. Наши основополагающие чувства - чувства горя и радости - порождаются самим бытием в этом мире. Например, когда тело ощущает неизбежность прекращения своего существования, это проявляется в форме нахлынувшей грусти или меланхолии. Эти чувства не болезненны, и не ведут к значительному расходу энергии, а наоборот, позволяют нам излечиться от чувства собственной значимости и восстановить душевное равновесие.
Истинная радость также зарождается глубоко внутри - ее нельзя вызвать искусственно шутками и комедийными ситуациями, - и в основе ее лежит не рассудок, а непосредственное восприятие чего-то, что заставляет нас радоваться. Чтобы испытать чувство радости при виде новой зародившейся жизни, при виде бабочки, пьющей нектар из цветка, или танцующего на ветру дерева, а также когда нас обнимают и ласкают, нам не требуется рассудок.
Эмоции же возникают в результате мышления, а не восприятия; они не могут возникнуть, если нас не посещают мысли. К несчастью, поскольку мы низводим восприятие лишь на второе место, наши эмоции ставят нас в положение, при котором мы оказываемся едва способны разумно совладать с нашей реальностью. Типичные примеры эмоций - гнев, ревность, злоба, зависть, чувство жалости к себе, ведущая к саморазрушению депрессия. Ни одна из них не может появиться без сопровождения соответствующих мыслей. Кто может рассердиться, не подумав перед этим? Никто! Чтобы рассердиться, мы должны сказать себе, что чей-то поступок по отношению к нам был несправедлив, что мы заслуживали лучшего, или еще что-то в этом роде. Если кто-нибудь из читателей усомнится в сказанном, пусть попробует рассердиться без слов или мыслей.
Эмоции и чувства порождают в витальном поле неоднородности, которые тем сильнее, чем сильнее сопровождающие их эмоции. Осмысление эмоций порождает неоднородности в ментальном поле, которые также зависят от уровня эмоционального напряжения. Вспомните, как обычно человек себя накручивает, чтобы рассердиться, или привести себя в некоторое эмоционально агрессивное состояние. Ведь для того, чтобы, например, драться на ринге с другим человеком в боях без правил, надо преодолеть сильнейший популяциоцентрический инстинкт, который препятствует животному убивать другое животное, принадлежащее к тому же виду. И начинается накрутка: мысли - эмоции, эмоции - мысли, пока человек не доведет себя до нужного эмоционального состояния, а дальше деструктуризация мысли приводит к деструктуризации окружающей среды. Это негативный пример, но можно привести и ряд позитивных примеров. Хотя, думаю, у читателя таких примеров тоже существует немало. Но в любом случае эмоциональный подуровень тесно связан с ментальным, поэтому мы познаем мир через себя и посредством себя, через свои чувства и мышление. Чем глубже, драматичнее переживания, тем сильнее амплитуда переменного поля, тем более глубокие истины открываются человеческому сознанию.
Чувства и эмоции для человека чрезвычайно важны, именно они заставляют человека эволюционно развиваться, т.к. представляют собой функции обратных связей. Человек будет развиваться в любом случае, хочет он этого или нет - таков закон эволюции. Но человек может сам выбрать, как это лучше сделать, осознавая свой путь развития или неосознанно идти путем проб и ошибок, путем страдания и боли.
Можно, например, проследить эволюцию человеческих эмоций на примере такого чувства как любовь, которая преобразовалась первоначально от агрессивных эмоций ко всему внешнему миру до состояния сочувствия к "себе подобным". Возникшее на инстинктивном уровне, т.е. в результате влияния видового эгрегора, предсостояние любви определялось вначале как средство (обратная связь), способствующее выращиванию потомства. В животном мире можно наблюдать явления, когда в заботе о сохранении потомства проявляются действия, вступающие в явное противоречие с инстинктом самосохранения. В этом случае животному важнее, чтобы осталось в живых потомство, нежели сохранение собственной жизни. В этом появляется некая потребность жертвовать собой ради выживания других, и поначалу эта способность ограничена узким кругом, включающим только собственных детенышей. В человеческом мире любовь к детям значительно усиливается, переходя с уровня инстинктов (адаптационный подуровень) на осознанный план (ментальный уровень). Для животных "любовь" к детенышам проявляется только до определенного возраста, после которого малыши, став самостоятельными особями, перестают восприниматься их "родителями", а дальнейшие отношения строятся как обычные внутристадные отношения между любыми другими взрослыми особями. Но для людей забота о детях, любовь к ним сохраняется в течение всей жизни, человек, потерявший собственного ребенка, будет одинаково страдать, будь ребенку пять лет или сорок, в то время как животные реагируют на потерю детенышей только в период вскармливания. Любовь, как эволюционный и интеграционный фактор, будет вовлекать в личностный круг человека все больше и больше людей, начиная собственными детьми, затем перерастая из обычного состояния любви к родным и близким во вселенское чувство милосердия.
Отрицательные обратные связи, характеризующие эмоции этого подуровня, обусловлены выполнением априорных целей развития. Поэтому эмоции каузального плана, прежде всего, связаны с выполнением определенной миссии каждого человека отдельно и всего человечества в целом. Благодаря этому "любовь" в настоящий момент является мощным стимулом, воздействующим на человека в качестве отрицательной обратной связи. Способность привязывать человека к выполнению собственной программы осуществляется в большой мере именно через это чувство, т.к. это средство позволяет управлять человеком в более эффективной степени, нежели все остальные вместе взятые. Здесь любовь играет двоякую роль, ее можно использовать и как поощрение, и как наказание. Причем как источник страдания любовь используется гораздо чаще, ведь всегда можно отнять у человека то, что он больше всего любит, будь то любимый человек, любимый ребенок, любимая машина, дача и т.д.
Немаловажную роль в трансформации чувств и эмоций играет послепроизвольная нормативная регуляция, используемая в качестве регулятора внутренней самооценки. Вторичное упрощение здесь связано с таким понятием как "феномен совести", который выступает в качестве регулятора внутренней самооценки и относится к функции саморегуляции. Энергетический баланс этого феномена определяется внутренней системой моральных ценностей, но об этом более подробно изложено на следующем уровне.
Ментальный подуровень (32 ступень)
Только на этом уровне становится понятным, почему индивидуализация сознания принесла человечеству не просто осознание себя, а превратила его историю развития в трагедию, внесла в жизнь каждого индивида боль и страдание. Вытеснение всех форм общественного сознания (сознания вида, рода и т. д.) и замена на индивидуальную превратило всю дальнейшую историю человечества в трагическую драму. Цена за получение индивидуальной формы сознания - это погружение человечества в глубину инферно - осознанного ада, это тысячелетний путь страданий и мук. И это состояние будет продолжаться до тех пор, пока человечество снова не поднимется на уровень общественной формы сознания, когда забота о сохранении вида или сообщества для каждого его члена станет более ценной задачей, нежели забота о собственном выживании, т.е. когда индивидуальный интеллект преобразуется в социальный.
Ментальный уровень человека, достигнув понимания или осознания целей и задач, стоящих перед надсистемой, выходит на новый уровень общественного сознания - уровень надсистемы. В отличие от биологических (видовых и т.д.) форм сознания, этот подуровень переструктурируется в социальную форму сознания, а индивидуальный интеллект становится общественным. Трудные уроки, полученные человечеством в течение последних десятилетий, последовательно убеждали миллионы людей в том, что бесконечное обогащение одних за счет обнищания других, удовлетворение растущих потребностей за счет безоглядной эксплуатации природы, укрепление своей безопасности за счет угрозы соседям и другие подобные стратегии, катастрофичны. Опыт, накопленный человечеством на протяжении всей истории, последовательно развивал социальный интеллект, преобразуя вместе с этим и облик всей цивилизации, способствуя выработке более совершенных антиэнтропийных механизмов в соответствии с ростом технологического могущества.
Начиная с этого плана, ментальный уровень человека обретает специфические черты самоорганизующихся систем. Человеческий менталитет теперь включает в себя три вида сознания. Первый вид сознания относится к видовой форме сознания, управляет человеком или коллективом людей на уровне инстинктов, этот первый уровень будем называть подсознанием человека. Второй вид сознания - это собственное индивидуальное сознание человека, его так и будем называть просто сознание. Третий вид - это социальное сознание, т.е. выход сознания на уровень надсистемы, этот вид будем называть надсознанием. Теперь можно считать, что каждый человек индивидуально и все человечество в целом обладает тремя формами сознания: подсознание, сознание, надсознание. Как видно, здесь достаточно хорошо прослеживается аналогия и поэтому понятно, что можно считать системой, подсистемой и надсистемой. Теперь сознание, как субъективная реальность, проходит свой эволюционный путь в качестве самоорганизующейся системы от уровня подсознания к уровню надсознания. В ходе эволюции сознание из управляемого становится управляющим и начинает играть существенную роль во всех организационных процессах эволюции.
Мы опять столкнулись с реорганизацией, которую ранее выразили формулой континуальность - дискретность - континуальность, что является одним из основных преобразований эволюции. Когда творение проходить путь из единой целостности во множество частностей, а затем в окончательном виде снова приобретает целостность, но в новой структурированной форме: единство во множестве.
Два мозга
Я не могу считать свою концепцию полной, если в ней нет места современным достижениям науки. И в данном случае хочу привести интересные результаты по исследованию мозга человека. В предыдущей главе, исходя из представлений об интегральной структуре человека, мы рассматривали мозг в качестве приемно-передающего устройства. Естественно, что это очень упрощенное представление, поскольку понятно, что корпускулярно- волновой дуализм играет основную роль, и все изменения, происходящие на корпускулярном уровне, отражаются в волновых структурах, и наоборот, изменения, происходящие в волновых структурах, отражаются на корпускулярном. Поэтому недооценивать функции мозга, как корпускулярного уровня интегральной структуры человека, нельзя.
Рассматривая индивидуализацию сознания, т.е. переход от видовой формы сознания к индивидуальной, нам необходимо знать, какие изменения при этом претерпел мозг, в чем состоит существенное отличие мозга человека от мозга животных.
Как известно, мозг человека не отличается от мозга животных ни по размерам, ни по удельному весу, ни по размерам неокортекса. Сегодня можно указать лишь на одну уникальную особенность нашего мозга - функциональную асимметрию. Мозг всех животных и мозг человека симметричен - его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. Но у животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, и они управляют разными видами деятельности.
По данным Т. Черниговской и К.Анохина, можно сказать, что функции каждого полушария представляют целостную, законченную систему - аппарат, который обслуживает определенный вид мышления: левое полушарие - база логического абстрактного мышления, правое - база конкретного образного мышления. Соответственно каждое полушарие, каждый аппарат обладают собственным набором инструментов - своей речью, своей памятью.
Словесная речь и "создание" слов, и их восприятие целиком и полностью связана с деятельностью левого полушария, поскольку система слов - это система символов, обобщений, поднявшихся над непосредственными индивидуальными явлениями. Только на базе знаковой системы могло развиться абстрактное теоретическое мышление.
"Правополушарная" речь - это несловесное средство связи, несловесный носитель информации - интонация и голос. Интонационно-голосовая сторона речи - это, по существу, мелодическая, музыкальная сторона, что отражено в самом названии - просодические (мелодичные) характеристики речи. "Правополушарная" речь по своему эволюционному возрасту старше, древнее "левополушарной". Высокоорганизованные животные, ведущие стадный образ жизни, передают друг другу сигнал опасности и иные сигналы именно интонационными модуляциями голоса. Большая древность этого канала связи выявляется и при изучении формирования речи у ребенка. Поскольку индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким повторением развития животного мира (филогенеза), то последовательность становления функций в онтогенезе помогает раскрыть эволюционный возраст этих функций. В исследованиях Р. Тонковой-Ямпольской показано, что в гудении и лепете младенцев интонации, свойственные взрослым, появляются задолго до формирования словесной речи. Известно также, что ребенок начинает раньше понимать интонации, чем слова. Итак, в речи человека надо различать два канала связи: словесный, чисто человеческий, эволюционно молодой - левополушарный, и просодический, общий с животными, более древний - правополушарный.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что видовому сознанию соответствуют функции правого полушария, а индивидуальному - левого. Поскольку левое полушарие более молодое и отвечает за дифференциальность окружающего пространства, т.е. несет в себе аналитические функции, мы с полным основанием можем считать его ответственным за индивидуальное сознание. Так очевидно, что если видовое (правое) сознание видит мир в его непрерывности, целостности, то индивидуальное (левое) сознание как бы постоянно дробит мир, вычленяя из него отдельные блоки для восприятия, анализирует их, наделяет качествами и свойствами, потом встраивает рассмотренный блок в целостную картину путем синтеза в правом сознании.
Н. Н. Трауготт, изучая закономерности угнетения и восстановления психических функций при остро возникающих патологических состояниях мозга, показала, что позже других угнетаются и раньше других восстанавливаются эволюционно более древние виды психической деятельности. При этом выяснилось, что в процессе угнетения мозга из эмоциональных реакций первыми исчезают положительные эмоции и последними - отрицательные. При восстановлении деятельности мозга последовательность обратная. Таким образом, есть основания думать, что отрицательные эмоции имеют больший эволюционный возраст, чем положительные. На это указывает более раннее созревание у младенцев отрицательных эмоциональных реакций по сравнению с положительными. Мы уже знаем, что с правым полушарием связаны наиболее древние компоненты речи. Теперь мы видим, что и более древние эмоции также связаны с правым полушарием. Эмоциональные реакции связаны с деятельностью глубоких отделов мозга - подкорковых ядер, на которые регулирующие влияния оказывают полушария мозга.
И этот факт становится логически понятным, поскольку модель собственного места в окружающем мире сформировалась на основе отрицательных эмоций, когда первое осознание себя пришло с моментом открытия: "это я чувствую боль, это мне больно". Этот вывод подтверждает и исследование рефлексии. При анализе экспериментальных данных установлено, что рефлексия - результат работы только левополушарных структур. Способность выделить себя из мира, как фигуру из фона (или осознать это), т.е. собственное "Я" - целиком обеспечивается структурами левого полушария. Более того, индивидуализация сознания и началась с выделения собственного "Я". Значит рефлексия, обеспечиваемая левым сознанием, - и есть эволюционное приобретение человека, полученное им "в комплекте" с самим левым полушарием, эволюционно более молодым. Фило- и онтогенетическая тенденция имеет вполне определенный вектор - как в онтогенезе, так и в культурной эволюции человечества в целом несомненно нарастает левополушарный тип сознания. Понятно, что эволюционное нарастание различного вида асимметрий в животном мире обеспечивало все большую адаптацию организма к внешней среде, эволюционный процесс, сформировавший асимметрию церебральных функций, обеспечил появление кардинальной видовой характеристики человека, как речь и стремительное усложнение когнитивных возможностей.
Исследования с "однополушарным" человеком ("однополушарный" - это когда функции одного из полушарий угнетены или находятся в спящем состоянии) показали, что каждое полушарие имеет и свою память, свой архив, которая теснейшим образом связана с текущей психической деятельностью, является непременным участником переработки информации. Причем каждый вид мышления хранит свой рабочий архив на своей территории. Очевидно, правополушарный архив - память на индивидуальные конкретные явления - также древнее левополушарного словесного архива. Ведь память на конкретные предметы и явления хорошо развита даже у животных, стоящих на эволюционной лестнице ниже млекопитающих. У детей, которые еще не умеют говорить, уже есть образная память. При остром угнетении мозговой деятельности словесная память нарушается раньше образной и восстанавливается позже образной, что также указывает на более почтенный эволюционный возраст образной памяти.
Корпускулярно-волновая связь мозга с интегральными структурами развивалась на протяжении всей эволюции мозга. Поэтому очевидно, что видовое сознание с его более древней способностью накапливать информацию отвечает и за более древние участки мозга находящиеся в правом полушарии.
С правым полушарием связаны эволюционно более древние компоненты сложных психических функций: речи, памяти, эмоций. И само образное мышление древнее абстрактного словесного. Однако именно функции левого полушария помогли человеку подняться над животными. С известными оговорками можно сказать, что животные обладают двумя "правыми" полушариями, хотя, конечно, нельзя ставить знак равенства между правым полушарием человека и полушариями животных, даже наиболее высокоорганизованных.
Оба полушария не независимы друг от друга, между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.
"Правополушарный" человек воспринимает мир во всем его конкретном богатстве и разнообразии. Но поскольку он лишен теоретического мышления, то ему не удается проанализировать свои впечатления, установить между ними логическую связь, соотнести с определенными категориями, и потому его богатство не приносит плодов. Тот же человек, но в "левополушарном" состоянии сохраняет способность к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но не может их использовать, так как ему нечего анализировать и обобщать. Очевидно, лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический охват явлений внешнего мира. Но на "однополушарном" человеке мы увидели и нечто иное. При выключении правого полушария облегчается словесная деятельность, то есть повышается активность левого полушария. При выключении левого полушария обостряется образное восприятие - повышается активность правого полушария. Это значит, что в обычном "двуполушарном" состоянии каждое полушарие притормаживает активность другого.
Однако, если значение дружеского, так называемого комплементарного, взаимодействия ясно, то значение конкурентного, другими словами, реципрокного не лежит на поверхности. В нервной системе возбуждению всегда сопутствует торможение. Тормозной процесс препятствует распространению возбуждения на области, которые не должны участвовать в данной деятельности; снижает интенсивность возбуждения, что позволяет точно дозировать его силу и, наконец, прекращает возбуждение, когда в нем отпадает необходимость. Без тормозного процесса деятельность нервной системы становится хаотичной, неуправляемой, саморазрушительной. Поэтому, чем сложнее построен тот или иной отдел мозга, чем сложнее его функции, тем сложнее построен и его тормозной аппарат. Очевидно, такой аппарат особенно важен для высших отделов мозга. Действительно, каждое полушарие содержит тормозные механизмы в самом себе (цепи специальных тормозящих нейронов), полушария находятся также под тормозящим влиянием подкорковых ядер, и, наконец, каждое полушарие испытывает тормозные влияния со стороны своего партнера.
Но у взаимотормозящего влияния полушарий есть еще одна особая миссия. Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них. Когда математик оперирует многомерным пространством и мнимыми величинами, у него предельно обострено абстрактное мышление. Но тот же человек за рулем автомобиля в аварийной ситуации сможет избежать катастрофы, лишь мгновенно охватив вполне реальное пространство и вполне реальные предметы, т.е. предельно обострив образное восприятие. Реципрокное взаимодействие позволяет всегда иметь наготове резервы, позволяет очень тонко и точно балансировать активность полушарий и тем самым соблюдать наиболее выгодное в данный момент соотношение образного и абстрактного мышления.
Очевидно, чтобы иметь возможность раздельно активизировать аппараты образного и абстрактного мышления, их необходимо отделить друг от друга, расположить в разных отделах мозга, так, чтобы обострение одних способностей не сопровождалось обострением других. Объединить способности двух полушарий призвано комплементарное взаимодействие; соблюдать баланс между способностями каждого полушария, в нужный момент поднять одну чашу весов и опустить другую призвано реципрокное взаимодействие полушарий. В целом, сложный двуединый характер межполушарных взаимоотношений позволяет "оптимизировать" психическую деятельность и поведение. Таким образом, сама структура мозга уже является поставщиком как минимум двух возможных "реальностей" право- и левополушарной, со своими принципами организации, приоритетами и языком.
Поэтому оказались структурно разнесенными видовое и индивидуальное сознание, соотносящиеся с правым и левым полушариями. При этом мышление человека в своей нервно-психической деятельности постоянно "прыгает" из одного сознания в другое, поскольку каждое из сознаний видит мир по-разному. Как уже было сказано, видовое (правое) сознание видит мир континуальным, т.е. в его непрерывности, целостности. Индивидуальное (левое) сознание постоянно дробит мир, дифференцирует, вычленяя из него отдельные блоки для восприятия, анализирует их, наделяет качествами и свойствами, потом встраивает рассмотренный блок в целостную картину путем синтеза в правом сознании, т.е. снова интегрируя реальность. Такая способность есть потребность к непосредственному диалогу с тем Целым, частью которого является индивид.
Дробление мира индивидуальным (левым) сознанием и связанное с ним блочное восприятие окружающего пространства явилось основным фактором, способствующим развитию человеческой речи. Выделяя отдельный блок из целостной картины мира в виде предмета или объекта, человек "называет" его, т.е. проговаривает его название, фиксируя тем самым его образ и в структурах мозга, и в волновых интегральных структурах. Этот механизм "проговаривания" держит постоянную связь, как бы создавая мост, между сознанием индивидуальным и видовым или общественным. Поэтому, чтобы сохранить единый образ целостного мира, человек вынужден вести бесконечный диалог между правым и левым сознанием.
Идея "мозгового диалога" подчеркивалась в разное время и в разных контекстах многими авторами: Л.С. Выготским, утверждавшим, что то, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга; В.В. Ивановым, подчеркивавшим, что человеческий мозг, рассматриваемый обычно как явление биологическое, оказывается как бы обществом в миниатюре; В.С. Библером, описывавшим процесс "внутреннего диалогизма" как столкновение радикально различных логик мышления, "Я" рассудочного и "Я" интуитивного; наконец, М.М.Бахтиным, отмечавшим, что событие жизни текста (понимаемого в широком смысле) всегда развивается на рубеже двух сознаний, "диалогические рубежи, - писал он, - пересекают все поле живого человеческого мышления". Ю.М.Лотман, многие годы не перестававший активно развивать идеи диалогизма, прямо проводит параллель между двуполушарной структурой человеческого мозга и культурой, указывая на биполярность как минимальную структуру семиотической организации. Интеллект, по Лотману, возникает тогда, когда есть внутренние неоднородности. Более того, Лотман полагает, что в ходе культурного развития внутри индивидуального сознания человека возникают разные психологические личности со всеми сложностями коммуникативной связи между ними.
Несмотря на такое обилие интерпретаций природы "внутреннего диалога", я остановлюсь на том, что именно эта функция позволяет нам находиться в реальности - в объективной реальности, единой для всех. "Проговаривая" окружающий мир, мы фиксируем его в своем сознании, мы воспринимаем его, так же как его воспринимают другие субъекты. Благодаря общности категорий (названий предметов), мы находимся в единой реальности с другими людьми, не будь этого, каждый из нас находился в своей собственной реальности, которая ничем не была бы связана с остальными людьми. Благодаря воспитанию с грудного возраста, способствующему созданию собственной настройки реальности в соответствии с родительской, каждый из нас выделяет из окружающего мира те блоки восприятия, которые выделяют и все остальные. Вот почему дети, воспитанные зверьми, так называемые маугли, никогда не смогут находиться в единой реальности с людьми, т.к. их сознание "собирает" реальность, существенно отличающуюся от человеческой.
Казуальный подуровень каузального плана планеты(33 ступень)
Для того чтобы понять механизм действия этого подуровня разберем существующий с начала 19 столетия, так называемый, "парадокс интердиктивности", который состоит в следующем. Законы объективного мира чаще всего рассматриваются как запреты на те или иные возможные события. Например, закон Архимеда утверждает, что аппараты тяжелее воздуха летать не смогут, или нельзя передавать радиосигнал на другой континент, т.к. Земля круглая, а сигналы, согласно законам геометрической оптики, распространяются прямолинейно. Однако, не смотря на подобные запреты, история технического прогресса показывает, что налагаемые ими ограничения неизменно преодолеваются по мере того, как в этом возникает эволюционная необходимость. Хотя каждая объективная закономерность сохраняет свою силу. Поэтому самолеты летают без малейшего нарушения законов Архимеда и гравитации, глобальное телевидение вполне согласуется с законами оптики, акустики и геометрии так и фактом шарообразности Земли. Это означает, что технический прогресс, никоим образом не отменяя законов природы, вместе с тем успешно преодолевает любые запрещающие законы. Потому что каждое объективное ограничение абсолютно только в рамках некоторой более или менее замкнутой системы зависимостей, которая отражена в информационной модели человечества. Главным условием преодоления того или иного "абсолютного" запрета становится нахождение более общей системы закономерностей, в масштабе которой данное ограничение преодолимо. Выход на уровень надсистемы и овладением ее информационной моделью превращает в управляемые переменные те параметры ситуации, которые раньше выступали в качестве неуправляемых констант.
Поскольку субъективная реальность начинает доминировать, т.е. играет более существенную роль, нежели объективная, то среди закономерностей объективного мира выдвигается следующий закон: управляющим органом эволюционирующего субъекта становится интеллект. Причем, чем выше внутреннее разнообразие управляющего органа, тем более сложные внешние процессы доступны эффективному управлению. А эффективность управления зависит от того, насколько внутреннее разнообразие управляющей системы превышает разнообразие системы управляемой. Поэтому необходимой платой за сложность управляющей системы является децентрализация, которая связана с повышением автономности управляемых систем, т.е. происходит усиление "субъектных" качеств подсистем, входящих в систему. Впервые этот закон сформулировал У.Р. Эшби.(Назаретян А.П.,1991,с.174)
Печальные последствия, вызванные желанием господствовать над природой, лишний раз подтверждают тот факт, что управление природными механизмами способно быть эффективным только тогда, когда разнообразие управляющего органа превышает разнообразие управляемой системы. Это реально только в том случае, если информационная модель управляющего органа как минимум включает в себя все причинно-следственные связи, существующие в природе, которую человек желает превратить в управляемую систему. Поэтому в социальной политике и экологической стратегии и тактике любое действие должно предваряться многогранным изучением сопутствующих и долгосрочных последствий. Эффективность управления в этом случае предполагает распределение управленческих функций по организационным уровням, т.е. только используя усиление субъектных свойств подсистем.
Усиление субъектных свойств и их качественное преобразование особенно отчетливо проявляется в сфере производственной деятельности социального интеллекта. В настоящее время изменения в производственных отношениях интенсивно ориентируются в сторону интеллектуальных производительных сил. Вместе с тем интеллектуальный труд обладает и качественно иным типом мотивации, нежели труд физический. Это связано, во-первых, с творческой "ненасыщаемостью", во-вторых, с неприятием эксплуататорских отношений в любой форме. Наряду с этим и информационная модель мира становится более объемной, многомерной, вытесняются плоские смысловые конструкции и двухцветные представления. Появляется способность к более глубокой масштабной оценке природы глобальных кризисов, условий их преодоления. Повышение роли умственного труда в системе общественного производства способствует, например, превращению терпимости в характерную черту обыденного сознания, вытесняя из него склонность к фанатизму и ненависти.
Сознательное вмешательство во многие природные процессы позволяют человеку преобразовывать разнонаправленные энергетические потоки в нужном для себя русле, многократно превышая при этом затраченные усилия путем использования различной техники. У.Р. Эшби обращал внимание на то, что возрастание энергетической мощности любых механизмов осуществляется за счет упорядочения разнообразия энергетических потоков, т.е. происходит концентрация энергии из различных "обкрадываемых" источников в единое русло. Например, автомобильный двигатель с точки зрения того, как его конструкция "превращает энергию многих степеней свободы в энергию одной степени свободы", обусловливая полезное функционирование, в объяснении Г. Хакена. Однако, сознательно понижая энтропию в ограниченном пространстве окружающей среды, нельзя забывать о том, что последствия этих действий не должны повышать энтропию в более широкой области пространства, как, например, развитие сельского хозяйства и освоение новых земель привело к множественным потерям плодородной почвы из-за вырубки лесов и загрязнения водоемов.
Рост энергетического потенциала интеллекта означает и наращивание его деструктивных возможностей. Мы уже отмечали способность человека эволюционировать только благодаря постоянному противодействию окружающей среды. Поэтому человеческая агрессивность с самого начала возникла как ответный фактор на наращивание разнообразия форм внешнего давления. Еще на этапе своего формирования зачаточный интеллект уже служит инструментом агрессии. Агрессивность создает необходимые условия для выделения, существования, а также созидательной работы организмов, сопротивляющихся уравновешивающему влиянию внешней среды. И конкурирующие за экологическую нишу первобытные стада гоминидов становятся друг для друга наиболее опасными и непредсказуемыми факторами среды, одновременно представляя собой и самый мощный источник ее разнообразия. Спасаться от разнообразия среды можно либо удаляясь от источников опасности, либо за счет эффективного наращивания собственного поведенческого разнообразия. Такая конкуренция со временем переросла в непрекращающуюся историю человеческих войн. Но величайшим парадоксом нашего времени можно отметить войну как мощный катализатор социального прогресса, способствующего, например, выработке новых форм взаимоотношений взамен отживших старых. При этом, каким бы жестоким не было завоевание, оно всегда сопровождается ассимиляцией в той или иной форме, другими словами, извлечением негэнтропии из окружающей среды.
Таким образом, именно активность неравновесных систем является определяющим фактором возникновения военно-политических или экологических кризисов. Ответом на любой кризис, вызванным в результате этой активности и накопления энтропии в окружающей среде, в том числе политический и экологический, как правило, становится более совершенная технология, которая превосходит предыдущую по удельной эффективности. Удельная эффективность определяется по объему полезного продукта на единицу разрушения путем наращивания интеллектуальной составляющей в производственном процессе. Однако, такая эффективность, обеспечивая растущие потребности населения, одновременно становится и увеличивающейся нагрузкой на окружающую среду, что в свою очередь опять приводит к очередному обострению кризиса. Развитие индустриальной культуры представляет собой типичную картину кризисных циклов. Каждая кризисная ситуация становится побудительной причиной качественного эволюционного преобразования.
Контрольный подуровень (34 ступень)
Человеческая цивилизация развивается путем нарастающего вмешательства в "естественный" ход событий, который к тому же еще стимулируется конкурентными взаимоотношениями. По мере усиления технологического вмешательства цивилизация рано или поздно сталкивается с тупиковыми ситуациями. Причем очередной критический момент может произойти тогда, когда спрессованность причинно-следственных зависимостей вызовет катастрофический рост энтропии при одном единственном неправильном решении. Отсюда следует интересный вывод: кризисные ситуации программируются самой надсистемой. Кризисы возникают в качестве ответных реакций окружающей среды на возросшее значение энтропии до критического уровня. Поэтому прогрессивная эволюция никогда не будет идти прямолинейно. Ее постоянными спутниками являются периодически обостряющиеся кризисы, обусловленные действием контрольного уровня. Планетарная цивилизация по достижении определенной стадии развития должна пройти своего рода "тест на зрелость", который определяется тем, что основанием выживания всего общества является количество накопленного разнообразия.
На протяжении миллионов лет эффективность созидающих сил определялась сложностью и дифференцированностью самоорганизующихся систем и богатством ее информационной модели. Исходя из этого, можно предположить, что преодоление современных политических и экологических кризисов, достижимо главным образом через качественное обогащение совокупного социального интеллекта. Качественное изменение, в первую очередь, обусловлено сложностью или "многосубъектностью" систем социального управления. Такие системы отличает множественность взаимодополнительных способов моделирования мира, интегрируемых в единый процесс коммуникации, что и обеспечивает "разумность" принимаемых решений. Здесь опять вступает в силу закон Эшби: чем выше внутреннее разнообразие управляющего органа - интеллекта, тем более сложные механизмы доступны эффективному управлению. Следовательно, "тест на зрелость" есть, по сути, тест на разнообразие - именно количество накопленного разнообразия может стать причиной выживания цивилизации или его гибели. А любое разнообразие включает в себя как альтернативные точки зрения, так и терпимость к инакомыслию, без этого не будет истинного разнообразия. С этого момента активной силой, сдерживающей человеческую агрессию, становится внутренняя система моральных ценностей. То есть система моральный ценностей возникает как надсистемная функция, способствующая не количественному, а качественному обогащению социального интеллекта.
Установление причинно-следственных связей - основа воспитательного процесса.
Чтобы понять, как происходит образование системы ценностей, надо проследить механизм образования отрицательных обратных связей, управляющей человеком со стороны надсистемы.
В силу всеобщего отражающего свойства материи все, что происходит в этом мире, записывается в интегральной структуре мироздания, частью которой являемся и мы с вами. Чтобы понять, как это происходит, снова воспользуемся введенным понятием человеческой матрицы, присущей каждому человеку и отвечающей за его развитие, и которая представляет собой часть интегральной структуры Земли.
В реальном воплощении матрица должна обладать семью основными оболочками, согласно семи уровням творения Земли. К первой оболочке отнесем физическое тело, ко второй оболочке - физиологию человека, за которую отвечает энергетический подуровень, к третьей оболочке - психику системы, что соответствует эмоциональному подуровню и формирует подуровень адаптации. Четвертая оболочка - личность человека - связана с формированием интеллекта, т.е. образованием метального подуровня. В своем развитии человечество сейчас находится в стадии образования пятого подуровня - каузального, что означает, что человек становится активной преобразующей силой во внешней среде, т.е. внутренней среде надсистемы. Понятно, что преобразования могут быть как созидающими, так и разрушающими, и поэтому защита интересов надсистемы выдвигается на первый план.
Защитный механизм надсистемы работает чрезвычайно просто. Проследим следующую цепочку: каузальный подуровень - ментальный - эмоциональный. Например, в результате целенаправленных действий человека энтропия в надсистеме повысилась, т.е. произведено некоторое разрушение в окружающей среде. Закон сохранения энтропии требует, чтобы процесс восстановления должен был оплачен принудительным повышением энтропии в системе, которая произвела разрушительные действия. Каузальный подуровень человека связан с его событийным уровнем, т.е. отвечает за события, происходящие в жизни. Поэтому в жизни происходит негативное (разрушающее) событие (каузальный подуровень), которое осмысливается на ментальном подуровне, и приносит человеку боль и страдание на эмоциональном подуровне. Как видно, цепочка простая. Но именно на ней строится основной принцип самообучения биосистем. Воспитывающие природные механизмы в качестве принципов самообучения систем на уровне "человека разумного" выглядят, как правило, достаточно жесткими и убедительными. И связано это с тем, что человек становится активно действующим субъектом, и его ответственность за совершенные деяния возрастает.
Проявление обратных связей на физиологическом уровне, например, боль, болезнь, страдание и др. показывает, что разрушена волновая структура человека на уровне его матрицы. А разрушена она может быть, только "благодаря" собственным действиям человека. Человек, несущий в себе разрушительное влияние на окружающую среду, вначале блокируется надсистемой в виде заболевания, а затем уничтожается, если не происходит осознанного изменения в поведении. Поскольку здесь затронуты интересы надсистемы, предусматривающие сохранения ее целостности, то в структуре матрицы включается механизм обратных связей в подсистеме регуляции контрольного подуровня, или можно еще сказать, акцептор регулятора действия волнового поля. Вследствие этого происходит нарушение волновой и полевой структуры субъекта, которое в свою очередь приводит к ряду заболеваний, сопровождающимися физическими страданиями и болью. Поэтому степень страданий, что при этом испытывает человек, определяется мерой производимых разрушительных действий. Поэтому человек, взявший на себя разрушительную функцию, прежде всего, будет разрушать себя, свой собственный организм. Увидеть, что источником собственных страданий является сам субъект, т.е. познать истинную причину заболевания, достаточно сложно, т.к. для этого требуется подняться с ментального на каузальный план, а проще и легче всего обвинить в этом кого-либо другого или социальную среду, или экологию, в конце концов - свою судьбу.
Обычный человек считает, что наказывающий механизм определяется только человеческим фактором, но, если проступок людьми не обнаружен, то бояться нечего по принципу "не пойман - не вор". Однако закон сохранения энтропии изменяет каузальный уровень человека, и заполняет его в виде какого-нибудь крупного неприятного события, но не тотчас, а по истечении некоторого времени. Представьте себе, что провинившуюся собаку хозяин наказал не сразу, а через неделю, т.е. если собака и понимала о своем проступке, то только непосредственно в момент свершения, и наказывать ее необходимо сразу же, немедленно. Однако если это сделать через неделю или через месяц, то собака "решит", что хозяин, наверно, сошел с ума. Закон энтропии, к сожалению, действует примерно так же, как хозяин, который может наказать за проступок и через неделю, и через месяц, и через год. И человек воспринимает случившееся с ним примерно так же, как та собака, которая напрочь забыла все свои прегрешения. Поэтому, когда с человеком случается несчастье, так часто можно слышать стенания типа: "За что? Господи!" При этом человек, как правило, настолько уверен в своей непогрешимости (ведь мы всегда все "белые и пушистые"), что для него "судьба", в данном случае играющая роль наказывающего хозяина, оказывается крайне жестокой и несправедливой.
Меня всегда удивлял тот факт, когда человек, получивший очередное "наказание", вначале взывает, вопиет о милосердии Всевышнего, а потом следует довольно странная логическая цепочка: если Бог есть, то как Он мог допустить такую бесчеловечность? А если допустил, значит, Бога нет! Недавно в одной статье прочитала фразу: "В результате во имя бога возможны преступления против Человечества и против отдельных людей в том числе. Из святого писания мы знаем, как христианский бог запросто утопил греховное, по его мнению, человечество". Речь идет, как мы понимаем, о Всемирном потопе. Обратите внимание, что Бог здесь воспринимается как некое антропоморфное существо, наделенное непомерными амбициями, - извечное заблуждение человека, увы, самого наделенного теми самыми непомерными амбициями, приписываемые им другому лицу.
Но мы сейчас говорим не о Боге, а о созданной (Им) системе причинно-следственных связей, обусловленных законом энтропии, который гласит: разрушение внешней среды обусловливает и разрушение всех неравновесных систем, находящихся в ней. И основной функцией надсистемы является уничтожение любого фактора, нарушающего ее внутренний гомеостазис. К сожалению, надо отметить, что разрушительные действия человечества в планетарном масштабе могут стереть с лица Земли и само человечество в целом, что, возможно, уже происходило и раньше. Последние мировые катастрофы: землетрясения и цунами, наводнения, засухи и пожары, уничтожающие сотни тысяч людей, свидетельствует о том, насколько высок уровень энтропии в надсистеме! И еще о том, как методично и планомерно мы уничтожаем собственную планету...
Здесь важно понять, что человек и человечество сами являются причиной своих несчастий. Хотя человечество еще и не вышло на уровень осмысления настоящих причинно- следственных связей, лежащих в основе всех происходящих с ним явлений и событий, но такое понимание уже осуществляется на интуитивном уровне осознания и воплощается в систему нравственных ценностей. Все законы христианского милосердия строятся на интуитивном понимании истинных причинно-следственных связей, обусловленных законом энтропии. Например, в божьих заповедях "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" явно прослеживается цель: не повышать уровень энтропии в социуме. А вот уже в заповедях Христа такой прозрачности нет. Как, например, понять: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"? Или как понять такую заповедь Христа: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас"? Как это любить врагов своих? Нет, с точки зрения обывателя надо "око за око, зуб за зуб". Вот так, не мудрствуя лукаво, мы меняем местами причину и следствие. Но на самом деле, с точки зрения закона сохранения энтропии, все действия, которые производит человек сам, являются причинами, а действия, которые производят над человеком, являются следствием. И вначале идет причина, а потом следствие, а не наоборот, и если ударили вас, то это уже следствие, причина которого лежит в прошлом.
Как в любом человеческом общении здесь происходит обмен энергией, но нам дано видеть только то, что происходит с людьми на физическом уровне. И здесь мы отмечаем, что у того, кого ударили, энтропия на физическом уровне возросла (разрушено корпускулярное тело человека). Однако по закону сохранения энтропии повышается энтропия и у того, кто ударил, но уже на другом уровне - на эмоциональном или ментальном, или каузальном. Таким образом, разрушение физического плана одного человека вызвало разрушение более высокого плана у другого. Но с точки зрения эволюционного развития это далеко не равноценный обмен. В выигрыше остается тот, у кого разрушен только физический план, т.к. он легче всего восстанавливается. Более высокие уровни восстанавливаются гораздо тяжелее. Нарушение каузального плана изменяет судьбу человека в худшую сторону. И восстановление этого плана требует значительно больших энергетических затрат. Самый простой способ возмещения, если найдет кто-либо еще, который ударит "ударившего", т.е. вернет ему каузальную энергетику. Хотя чаще в этом случае происходит все наоборот, "удар по левой щеке" воспринимается как причина, исходя из которой человек, начинает совершать куда более тяжкие ответные действия, накручивая в своей матрице все более и более возрастающий уровень энтропии. Правильное понимание причинно-следственных связей помогают человеку избавиться от ненужной энтропии, заменяя ее на негэнтропию, получаемую им в данном случае от другого человека. В результате подобной трактовки, высказывание Спасителя получает внутренний прагматизм без какой-либо психологической установки, приобретаемой, как правило, "на веру".
Холономный подуровень каузального плана планеты(35 ступень)
Холономный подуровень любого плана определяет завершение интеграции одного из субъектных качеств с объектом. Каким же станет человек, который проинтегрирует в себе субъектное свойство, определяемое производной ?
Что означает для индивидуального человека освоить управляющую функцию, и чем будет управлять человек, когда получит такую возможность? Ответ на поставленный вопрос связан с тем, что каузальный план отвечает за событийный уровень человека. А это значит, что человек может и должен научиться управлять своей судьбой. В событиях, происходящих в жизни, нужно видеть не только следствия, но и причины их вызывающие, а стало быть, можно предотвратить множество неблагоприятных ситуаций, в том числе, и заболевания. Поднять свое сознание из мира следствий в мир причин - это, значит, видеть все причинно-следственные связи окружающего мира. Заранее предвидеть результаты своих поступков, не только на уровне собственного интереса, но увидеть их на уровне интересов надсистемы.
Каузальный уровень обладает собственной энергетикой, поэтому каждый человек в той или иной мере также обладает каузальной энергией. Что дает человеку наличие или отсутствие такой энергетики? В основном, это влияние на ход развивающихся событий, умение манипулировать окружающим пространством, т.е. управлять ситуациями, но главное, в умении контролировать собой, что обуславливается волевой саморегуляцией.
Человек, постигший ментальный план, осознает все происходящее как следствия неких причин, не более того. Действительное понимание истинных причин дает возможность не только осознавать происходящие события, но и понять самую главную причину - причину рождения. А именно, прежде всего, увидеть ту конкретную причину, которая позволила человеку прийти в настоящий мир, причину, которая составляет основную задачу воплощения или априорную цель развития. Осознав истинный путь своего развития или постигнув его интуитивно, человек становится гениальным, причем здесь гениальность несколько иного рода, чем та, к которой мы привыкли.
С другой стороны, обладание каузальной энергетикой означает также умение видеть причинно-следственные связи непосредственно. Это означает, что многие истины окружающей действительности воспринимаются человеком естественно, как интуитивные вспышки прозрения. Ментальный план осваивается человеком в результате получения знания через опыт и сведения, полученные от других людей. Каузальный уровень предусматривает непосредственное, прямое знание мира, которое хотя и носит несистематический характер и воспринимается только в виде моментов прозрения, но в результате приводит к развитию интуиции. Наличие каузальной энергетики - это значит хорошо развитая интуиция. Если на ментальном плане человек является в большей части объектом, с которым происходят события, то теперь он становится творцом (субъектом), который сам управляет событиями. А способность человека к творчеству в ее наивысшей степени проявления творческих сил и называется гениальностью.
Можно сказать, что каузальный план это уровень гениальности, если следовать определению Карлейля: гениальность - это, прежде всего, необычайная способность преодолевать трудности. Основной особенностью гения действительно всегда оказывается способность к неимоверному труду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютному совершенству. Когда человек, достигнув каузального уровня, становится гениальным, то он. не только осознал следствия, происходящих с ним событий, но и сумел за нагромождением фактов увидеть истинную причину, которая их вызвала, и таким образом, восстановить в своем сознании всю причинно-следственную цепочку событий. Хотя особенные трудности в понимании этих связей представляет собой закон энтропии, который обусловливает действие возвратного механизма, воздействующего на человека, в качестве отрицательных обратных связей.
Еще раз повторю, что каузальная энергия способна оказать влияние и изменить судьбу человека. Но мы также называем гениальными людей, которые своим творчеством оказывают заметное влияние на эмоции и сознание других людей, будь то музыкальное произведение или художественное полотно, или литературное творение. Причем меняют в эволюционном направлении, когда после соприкосновения с прекрасным, человек, например, ощущает внутреннюю гармонию с миром и самим собой. Здесь нам подойдет определение по Оксфордскому словарю, гениальность - это природная интеллектуальная сила, необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Но, если они, оказывая влияние на умы и сердца людей, способны менять их мировоззрение, то это и есть основные свойства каузальной энергетики.
Хотя люди с такими способностями редко остаются нормальными в обычном понимании этого слова. И еще приведу определение гениальности, не менее точное, чем два других, которое звучит: гениальность - это симбиоз одаренности и безумия. Почему же гениальность часто сопровождается безумием? Объяснить это можно, исходя из интегральной структуры человека, т.е. его матрицы. Мы говорили о том, что все его оболочки (физическая, физиологическая, эмоциональная, ментальная) должны быть заполнены негэнтропией. Перерасход каузальной энергии, которая переходит на физический план в качестве самого произведения, изменяет событийный уровень. Недостаток негэнтропии на эмоциональном и ментальном (особенно на ментальном) плане приводит к существенным искажениям в информационной модели. Происходит это вследствие того, что прорыв сознания на каузальный план совершается с уровня адаптации, где, как правило, на эмоциональной основе человек черпает свое вдохновение. Каузальный план можно осознать интуитивно, в том случае, если у человека хорошо развита интуиция. Однако если отсутствует необходимая информационная модель, т.е. не развит ментальный план, то прорыв на каузальный уровень чреват неприятными последствиями.
Создание произведений или творений, соответствующих каузальному уровню, забирает очень много эмоциональной негэнтропии, в результате чего возрастает энтропия адаптационного плана, поэтому психика такого человека разрушается или становится крайне неустойчивой. Именно в этом видится причина психических заболеваний композиторов, писателей, чьи произведения явно несут в себе признак каузальной энергетики, достаточно только вспомнить Достоевского, Гоголя, Чайковского. Истинная гениальность, которая действительно соответствует каузальному уровню, гораздо чаще наблюдается у ученых, которые имеют более развитую информационную модель мира. В тех случаях, когда имеется освоенный ментальный план, легче совершаются интуитивные прозрения на гениальном уровне, причем, чем ближе находится такая модель к истинной картине мира, тем легче осуществляется прорыв на каузальный уровень.
Таким образом, человек, освоивший ментальный план может быть талантливым, но только освоившие каузальный план относятся к гениям, так как в этом случае человек в собственных идеалах видит истинные цели своего развития, достижение которых через освоенный ментальный план и поднимает человека на уровень гениальности.
|