на главную

к содержанию книги
Глава 3.

Моделирование окружающего мира

 


  
  

3.2 Дифференциальные процессы в мироздании

   Междисциплинарный подход, направленный на выработку новых императивов развития, технологий выживания, идеологии ХХI века, приводит к тому, что многие проблемы естествознания приходится рассматривать с иных позиций. Сведение двух культур - гуманитарной и естественнонаучной - в единое целое требует от научной парадигмы исключительно иного подхода. Поэтому сформулированные выше принципы системной самоорганизации позволяют построить такую картину мира, где изначальная идеология саморазвития систем становится определяющей в идеологии выживания человечества. Одни и те же законы, которые формируют мир на уровне физической материи и организуют материю высшего порядка, как биосистемы или социосистемы, действуют на всех уровнях творения мира. Теперь, исходя из принципов самоорганизации, попробуем воссоздать картину формирования Вселенной и всего того, что в ней есть, где субъективность восприятия закладывается на самом начальном этапе создания мира.
   Из описанных выше принципов следует, что образование систем невозможно рассматривать вне их единства. Поэтому мы и начнем с образования самой первой и главной мегасистемы - самой Вселенной. Поскольку все остальные системы являются ее частями, то интерес представляет не только образование и развитие Вселенной, но и принцип взаимодействия ее со своими частями.
   Перед образованием Вселенной и ее дальнейшей эволюции происходят процессы, предвосхищающие и обуславливающие их. Вселенная не развивается на пустом месте, этому предшествует, так называемое, моделирование или дифференцирование мира. Предположение о том, что изначально Вселенная пребывала в состоянии гомогенной однородности, требует некоторого первоначального плана действий по преобразованию ее однородности в сложную многоуровневую структуру. Модель мира, которая при этом получается, представляет собой длинную цепь последовательных дифференциаций некоторой исходной праматерии или первоматерии. Для того чтобы описать сложную последовательность дифференциаций, мы условно вводим признак, по которому может осуществляться моделирование мира. Этот признак, названный субъектным, предполагает такое качество "материи", которое позволяет противопоставить его тому миру, который мы определяем как объективный. Мы как бы изначально в мир вводим субъекта, противопоставляя ему некую, независимую от него форму существования в виде объекта. Самой сложное обрисовать состояние Вселенной, в котором она пребывала до того, как "начала быть".
   Поскольку мы уже обсуждали вопрос, что в картину мира нужно ввести сразу и наблюдателя, и изучаемый им объект, то мы сразу устанавливаем существование субъективной и объективной реальности, как двух равновеликих начал, образующих Вселенную. Процесс создания Вселенной должен включать в себя одновременное формирование обеих реальностей. Вместе с этим мы также ввели требование единства мира. Поэтому предположение о том, что изначально они существовали в единстве, должно выполняться в качестве априорного постулата.
   Первый принцип позволяет нам определить признак, по которому в будущем будут развиваться системы. Это качество условно назовем субъектностью или "пси-фактор", определить однозначно в чем его суть, достаточно проблематично, поэтому это название пока является очень условным.
   Второй принцип дает два противоположных начала, наличие признака и его отсутствие, т.е. признак и антипризнак, или, используя платоновское выражение, "тезис" и "антитезис". Математически это можно выразить в виде суммы "пси-фактор" плюс ноль (формула 1). "Пси-фактор" здесь выполняет роль самого "признака" или Субъекта, а ноль - это "антипризнак" или Объект.
   Формулы к третьей главе.

Формулы

  
   Процесс напоминает образование электрон-позитронной пары, когда из некоторого исходного однородного состояния выделяется структурный элемент - электрон, оставляя "дырку" - позитрон. Для наглядности представления о происходящих событиях все рисунки сведены в схему, на которой разворачивается последовательность событий, изображенных в виде "комиксов" (шутка).
  Так на схеме 1 в исходном хаотичном состоянии выявляется множество разноцветных линий. Поэтому одну или несколько из таких линий можно выделить, определив этим основной признак. Пусть этот признак означает "субъектность", на рис.2 он выражен светлым кругом. Деление на две противоположности на рисунке выглядит как деление на "свет" и "тьму". "Свет" как бы удаляется из некоторой области, оставляя вместо себя "отсутствие света" или "тьму". Но в нашей терминологии выделенный элемент обозначается Субъектом, а дырка - Объектом (см. схему 1, рис.3) Схема 1.
   Третий принцип позволяет нам ввести нового Субъекта. Фактически, после распада целостности, обозначенной нами как "пси-фактор", на две противоположности, обе они находятся в крайне неустойчивом состоянии из-за образовавшегося неравновесия. И теперь появляются две возможности. Первая - соединиться в единое целое со второй половиной распавшегося единства и снова образовать уравновешен-ное, однородное целое. Вторая - перейти из не-устойчивого неравновесного состояния в устойчивое неравновесие. Это возможно, если появится еще третий структурный элемент, который как бы нейтрализует противоречие поляризованных крайностей, т.е. не даст им взаимно погасить друг друга и слиться в единое целое.
   Появление третьего элемента разрешает это противоречие, образуя структуру устойчивого неравновесия. Новый Субъект, обладая обоими противоположными качествами, возвращается в Объект и заполняет его. Очевидно, что в нем осталась только половина исходной субъектности. В результате этого у нас половина субъектного качества осталась за пределами Объекта в нелокализованном состоянии, а половина - локализовалась в Объекте, как изображено на схеме 1 (рис.3,4) Схема 1. Если наличие признака математически можно определить как +1, его отсутствие как - 0, то нейтрализующий признак, неся в себе свойства обоих признаков, равен +1/2. Поэтому признак +1/2 дает нам нового Субъекта, который, обладая исходными субъектными свойствами, качественно отличается от Субъекта, несущего в себе признак +1. Нового Субъекта в отличие от предыдущего можно называть также Субъект1/2, в то время как исходного - Субъект 1. На схеме 1 (рис.4) видно, что после дифференциации на Объект и Субъект, Субъект остается в нелокализованном состоянии, в то время как Объект локализован и занимает строго ограниченную область.
   До сих пор математические операции, которыми мы пытались выразить происходящие процессы, сводились к простой функции суммирования. Теперь приходится вводить более сложные математические операции, т.к. дальнейшее членение "пси-фактора" на составляющие частности не будет простой операцией деления или вычитания. Как уже говорилось ранее, для процесса деления на два противоположных начала существует множество терминов. Но для нас наиболее приемлемыми будут два из них: дихотомия и дифференциация, которые будут обозначать процессы, так называемого, дальнейшего "развития внутрь" с разных позиций. Так деление по "субъект - объектному" признаку будем относить к дихотомии. Когда же после трех дихотомий у нас образуются три разных "субъекта", относящиеся к трем U,D,S- признакам (см. схему 1, рис.8) Схема 1, то дальнейшее деление будем относить к операциям дифференцирования. Хотя в этом смысле операция математического дифференцирования тоже не совсем удачна, поскольку здесь нет дифференцирования в прямом смысле, это дифференциация лишь постольку, поскольку образующиеся частности можно назвать производными частями некоторого целого. Теперь математически "пси-фактор" можно выразить в виде суммы трех первых частных производных по U,D,S-признакам (формула 2). Формулы
  
   Понятно, что, вводя подобную формализацию, мы в чем-то существенно проигрываем, т.к. редко за символами можно видеть их глубокое содержание. Когда мы пытаемся выразить свои мысли и чувства, то, прибегая к способу вербализации своих ощущений, мы стараемся, как можно более полно отразить всю суть нашего состояния, используя многочисленные синонимы, сравнения, метафоры. Прибегая же к математическим символам, мы ничем их не наполняем. В этом смысле мы как бы удаляем эмоциональную составляющую вопроса, оставляя чисто ментальную рассудочность. В этом я вижу опять же несовершенство нашей науки. Мы как бы отсекаем от себя мир, пытаясь видеть его со стороны, забывая о том, что являемся его составной и неотъемлемой частью. Поэтому, хотя здесь и вводится математический формализм, но он не является абсолютным, параллельно ему можно дать и смысловое наполнение модели.
   Процессы дихотомии отличается от процессов дифференциации тем, что дихотомия осуществляется по "субъектному" признаку, в результате чего образуются три новых U,D,S-признака. А дифференциация происходит исключительно на новых признаках. Т.е. каждый из образовавшихся трех U,D,S-признаков дифференцирует по каждому из них отдельно, и дает нам производные, которыми можно представлять образующихся Субъектов. Это означает, что каждый из первоначальных признаков теперь может существовать в виде трех своих частных производных по трем различным признакам, каждой из которых соответствует своя отдельная реальность. Теперь каждому субъектному признаку будет соответствовать своя форма в Объекте или, другими словами, в объективной реальности. Так первому признаку объективной реальности соответствует время - t, трем последующим S, U, D - признакам - пространство в трех измерениях - x, y, z.
   Вместе с разделением единства образуются совершенно разные свойства между двумя образующимися реальностями. Субъект выделяет из Себя активное творческое начало, относящееся к субъектным качествам, оставляя в Себе пассивное, инертное начало, создающего впоследствии природу объективной реальности. Субъектные качества изымаются из "природы" - Объекта не все сразу одновременно, а постепенно в результате многократных последовательных дифференциаций с удалением определенных количественных мер субъективной реальности. То, что остается на каждом этапе, составляет некую первооснову объективного мира. Этот мир, сохраняя в себе некоторые остаточные субъектные качества, меняется с каждым шагом дифференциации, становясь все более объективным и материальным.
   Субъектные качества по мере того, как их выбирают из Объекта, также меняют свою определенность, начиная с трансцендентальности своих свойств, в ходе инволюции в конечном итоге преобразуются в обычные функциональные свойства материальных объектов. Основные такие функции представлены в седьмом принципе. При этом субъектные качества определяются нелокальностью своего бытия, в то время как объекты локальны, причем степень локализации возрастает с каждой очередной дифференциацией, т.е. объекты в ходе инволюции локализуются во всё уменьшающихся объемах.
  
   Следовательно, на инволюционном этапе у нас образуются две противоположные реальности, одна из которых объективная, а другая - субъективная. Обе реальности имеют место быть, причем по отношению к субъективной реальности объективная представляется собой "дырку", которая на этом этапе формируется в виде интегральной структуры мироздания. На эволюционном этапе обе реальности интегрируют между собой в той же самой определенной строгой последовательности, что была заложена при дифференциации. При этом локализованный в установленной области пространства объект локализует внутри себя свойственные ему по определению субъектные качества. В результате подобной процедуры формируется новая, так называемая интегральная реальность.
   Третий и четвертый принципы позволяют характеризовать получаемую структуру в области существования двух первых систем ходе двух последовательных дихотомий. Согласно третьему принципу мы можем выделить в Объекте трехуровневую структурную иерархию в виде надсистемы, системы и подсистемы, что хорошо видно на схеме 1 (рис.8) Схема 1. Забегая вперед, скажем, что структура создается таким образом, чтобы в ней всегда укладывалось четное число полуволн, в качестве основы будущей голограммы.
   На схеме 2 Схема 2 условно изображены три "субъекта", заполняющих собой "объекты" в виде "дырок", образующихся в результате дифференциаций. Т.е. каждый из субъектных признаков при дифференциации порождает в объективной реальности очередную "дырку", когда делокализуется из занимаемой области. Термин "дырка" все-таки не совсем удачен, поэтому введем новый термин "кварт", который будет обозначать Объект после удаления из него субъективного признака. "Кварт" - сокращение от термина "кварта - четыре", олицетворяющий четвертый принцип, который и определяет именно такую форму существования объектов. Так на схеме 2, рис.1 Схема 2 изображены кварты в виде "дырок", а на рис.2 изображены уже локализованные субъектные свойства в виде трех сфер разного цвета. Каждому признаку (или первой производной) соответствует свой цвет: D-признаку - красный цвет, U-признаку зеленый, S-признаку - синий цвет. Но что характерно, каждая из дихотомий дает нам кварт вполовину меньшего диаметра, поэтому все первые производные не равнозначны между собой, и между ними существует жесткая иерархия.
   Определим последующие этапы дифференциации Субъекта. После выделения субъектного признака, который мы обозначили как форму существования Субъекта во времени в виде трех производных, происходит неоднократная дифференциация "пси-фактора" с образованием вторых, третьих и т.д. производных. Причем образование вторых производных происходит только по S - признаку, образование третьих производных - только по U - признаку, образование четвертых производных - только по D - признаку.
   Посмотрим, что за субъектные качества образуются при этом. Итак, вторая дифференциация, проходящая по S - признаку, дает нам еще три частные производные по S,U,D - признакам (формула 3) Формулы. На схеме 2 (рис.3,4) Схема 2 вторые производные по S - признаку изображены в виде сфер, которые по диаметру все равны, потому что S-признак образовался после первой дихотомии. Синий цвет S - признака остается соответственно и у каждой из его производных, но за счет того, что они дифференцируются по двум другим D,U-признакам они как бы приобретают оттенки красного и зеленого цвета. Последние два рисунка на схеме 2 показывают, как в дальнейшем будут отображаться производные на схеме дифференцирования, которые из сферической формы преобразуются в овальную, исключительно ради удобства представления дифференциальной схемы в целом.
   Пятый принцип позволяет нам определить дальнейший способ преобразования полученной целостности. Он позволяет системе выделять внутри себя новые и новые подсистемы. Это дает возможность каждой новой индивидуальности бесконечно делиться по установленному признаку, образуя всякий раз новую целостность более мелкого масштаба, которая является составной частью предшествующей целостности. Подобная дифференциация единого целого на множество его составляющих, определяется как процесс "развития внутрь", результатом подобного действия является некая образующаяся дискретная система.
  
   Похоже, что пятый принцип дает нам вполне узнаваемый эффект планковского квантования энергии. Напомню, что открытие фундаментального принципа дискретизации потока энергии явилось величайшим достижением научной мысли XX века. Макс Планк, предположивший, что излучение энергии происходит отдельными порциями или квантами действия, фактически открыл миру новый уровень моделирования окружающей реальности. Описываемые процессы также можно рассматривать, как квантование некой реальности, названной субъективной, в результате чего также образуются некие "кванты действия" и "следы" этого действия в виде "дырок". Но при нашем квантовании все кванты получаются разной величины.
   Казалось бы, ничего нет проще, чем поделить создаваемый мир на ряд одинаковых порций, которые будут помещаться в нем определенное число раз. Как, например, показано на схеме 3 (рис.1) Схема 3, где в создаваемом пространстве образуется устойчивая стоячая волна, состоящая их четного числа полуволн. Однако реальность такова, что из всего многообразия создаваемых "квантов действия" в мире имеют право на существование всего только по одному "кванту" на каждый уровень квантования. И все они поэтому получаются разной величины, причем тяготеют они к крайней левой точке исходной целостности, как видно на схеме 3 (рис.2) Схема 3. Образованная структура, состоящая из четырех объектов, на этом рисунке получена в результате трехкратного квантования или трех дихотомий. Если мысленно провести горизонтальный диаметр, то видно, что усиление объектных свойств происходит при движении по оси влево, усиление субъектных свойств при движении по оси вправо.
   Не смотря на то, что у нас образуются всего по одному кванту на каждый уровень квантования, тем не менее, в результате многочисленных дифференциаций у нас образуется сложная картина квантования мира. Это происходит за счет того, что дальнейшая дифференциация осуществляется по образованным U,D,S-признакам. Первоначальное квантование на одинаковые порции заменяется на другое квантование, которое и выглядит иначе. Поэтому и понятие квантование здесь в строгом смысле использовать нельзя, но в некоторых пределах вполне можно считать его синонимом дифференциации. На схеме 3 (рис.3) Схема 3 представлен результат такого квантования по трем уровням. За счет образования вторых, третьих производных у нас появляются дополнительные области (подпространства) и направления квантования.
  
   Рассмотрим образование вторых производные, которые реализуются по S - признаку. На схеме 2 (рис.5,6) Схема 2 они изображены в виде сфер разного цвета. Синий цвет S - признака, как уже говорилось, остается и у каждой из его производных, и за счет того, что они дифференцируются по другим признакам, они как бы приобретают оттенки красного и зеленого цвета. А вот на схеме 4(рис.4) Схема 4 для большей наглядности синий цвет у производных по S усиливается, тогда как красный и зеленый даются лишь небольшими отблесками. Это сделано для того, чтобы показать, что размер и цвет "производных" зависят от дифференциации самого признака. Поскольку дифференцируется S-признак, то все "производные" будут одного размера и одного цвета.
  
   Образование третьих производных по U - признаку позволит определить нам очередные субъектные признаки. После второй дифференциации по U - признаку мы имеем три производные, которые во вторых производных не воплощаются совсем, а участвуют в дальнейшей дифференциации и воплощаются только в третьих производных (формула 4) Формулы. И как уже говорилось, образование вторых производных происходит только по S - признаку, образование третьих производных - только по U - признаку, образование четвертых производных - только по D - признаку.
   Третья дифференциация дает нам девять производных третьего порядка (формула 5) Формулы. Эти производные также не равнозначны между собой, т.к. все они образуются последовательно друг за другом. На схеме 4 Схема 4 производные по U-признаку изображены зеленым цветом.
   Удаляемые субъектные признаки в процессе третьей дифференциации субъектов уже не образуют. Они воплощаются в функциональные субъектные свойства самоорганизующихся систем, следуя тому порядку, по которому происходила дифференциация.
   В седьмом принципе мы выделили 7 функций, которые как раз и воплощают в себе третьи частные производные. Так к управляющим высшим функциям (F1, F2, F3) мы отнесем те производные, которые получились при дифференциации второй производной по S-признаку (формула 6) Формулы.
   К промежуточной и структурообразующим функциям (F4, F5, F6) отнесем те производные, которые получились при дифференциации второй производной по U-признаку (формула 7) Формулы.
   А последняя, седьмая функция (F7), представляющая собой сумму трех производных третьего порядка (формула 8) Формулы, воплощается в реальность только на уровне производных 4 порядка по D - признаку на схеме 4 производные изображены в виде сфер красного цвета. Седьмая функция определяет материальный носитель системы и отвечает за локализацию системы в едином пространстве.
  
  
   на главную

к содержанию книги
  
  



Hosted by uCoz