на главную

к содержанию книги
Глава 1.

Новая концепция мироздания

 


  
   В этой главе кратко излагается суть новой концепции, которую я определяю более как философскую, нежели естественнонаучную. Потому что, если наука базируется на научных фактах, то философия оперирует не с фактами, а с понятиями. Поле действия науки ограничено объективной реальностью, а для философии оно практически беспредельно. Как известно, именно в недрах философии, а точнее, натурфилософии, разрабатывались и зарождались многие науки, да и сама теория познания. Такой же путь должно проходить и новое знание. Когда новая сумма фактов начинает осмысливаться при помощи определенных гипотез, то это должно происходить, прежде всего, в рамках логики и философии с привлечением науки, поэтому, не смотря на то, что работа философская, в ней много места отводится современным научным представлениям.
   Общим мотивом при создании концепции было желание показать наш мир как цельное, логическое, явление, в котором можно получить ответы на главные вопросы: кто мы, откуда пришли, куда идем. На сегодняшний день пока нет ни одной физической теории происхождения Вселенной, которая давала бы человеку понимание смысла жизни. Нет ни одной эволюционной теории, которая могла бы помочь нам понять для чего мы живем, почему жизнь бывает жестокой и несправедливой? Новому веку нужно новое мышление, которое в отличие от века минувшего должно быть, в первую очередь, гуманистическим. Вполне понятно, что со старым стереотипом мышления нам не выжить. А для этого нужно новое понимание мира, в котором человек найдет свое место во Вселенной, свое предназначение, основные цели и задачи, и конкретно, в чем смысл существования каждого из нас.
   Прежде чем сформулировать ключевые тезисы нового мировоззрения, хотелось бы определить основные предпосылки, на которых строится концепция. Как известно, научное познание мира предполагает, что в природе существует определенная одинаковость, благодаря которой наше ограниченное по своим возможностям сознание может постичь небольшое количество основных законов, организующих мир. Цель науки - найти такую систему законов. Подобная система должна включать в себя формальную систему понятий, описывающих мир и систему связей между этими понятиями, описывающую единство мира. Однако, как показывает опыт, детализация мира настолько высока, что формализация мира растет, множась в частных законах, а формализация единства мира "сходит на нет". Реальная ситуация показывает, что чем больше мы стараемся обобщить или сделать более глобальными наши законы, тем более они становятся расплывчатыми и неопределенными. Постепенно складывается представление о том, что наука дает не истинную картину мира, а набор моделей, или по-разному искаженных способов видения мира (Тихомиров А. 1993).
   Истинная причина невозможности научного моделирования мира в целом заключается в том, что включение связей не компенсирует вычленения объектов из мира. Объекты, даже связанные между собой, все же отличаются друг от друга, они индивидуальны, в то время как для истинного постижения мира следует видеть их целостность не только в единстве самих объектов, но и в единстве их взаимосвязей. Единство мира, которое формируется нашим сознанием, требует также единства в создаваемых моделях. Переход от частей к целому можно также рассматривать как переход от собственно объектов к их взаимоотношениям. А наше предметно-блочное восприятие свидетельствует о том, что мир является собранием объектов, которые, конечно, взаимодействуют друг с другом, и, следовательно, между ними существуют взаимосвязи, но мы, однако, считаем их вторичными. Хотя уже пришло осознание того, что в природе частей не существует. То, что мы называем частью, представляет собой всего лишь паттерн в неделимой сети взаимоотношений.
  
   Как только человек начал себя осознавать, т.е. отделил себя от мира, он стал искать в этом мире свое место, чтобы включить себя в мир обратно. Но для того чтобы это произошло, нужно постичь единство мира. В процессе познания мира, человек как бы настраивается на восприятие объекта, и при достижении определенной степени концентрации сознания возникает один и тот же эффект: мы начинаем воспринимать объект как единое целое и включаем его в себя. При этом детали, составляющие объект, пропадают, но информация, которую они несли, не исчезает, а определенным образом трансформируется. Причем, как отмечают психологи, пока этого не произошло, человек испытывает неудобство, беспокойство, чувство "непонимания". Вследствие этого воспринимать по-настоящему мы можем только единый объект, поэтому, когда мы стремимся воспринять мир в целом, нам необходимо, чтобы он был единым.
   Создавая модели объективного мира, наше сознание, реализуя принцип "экономии мышления", в тоже время отгораживает нас от этой самой объективности. Вместе с этим желание видеть единство мира ведет к постоянным попыткам преодолеть видимые противоречия мира, которые представляют собой противоположности: свобода и необходимость, добро и зло, гармония и хаос, любовь и ненависть, объект и субъект, Бог и человек, т.е. как раз те моменты, которые не позволяют нам видеть мир как единое целое. Пока мы не снимем эти противоречия, надежды познания мира нет.
   Самое парадоксальное в ситуации научного познания мира состоит в том, что при создании единой теории, способной объяснить все явления природы, мы все больше приходим к выводу, что это сделать невозможно. Поскольку по мере более внимательного изучения природы глобальные законы рушатся, модифицируясь каждый в своей подобласти, а попытки склеить локальные законы в глобальные терпят неудачу. И, казалось бы, существуют справедливые глобальные законы, но, вместе с тем, они обладают печально известным свойством, выраженным в фразе: "Эта теория настолько всеобща, что никакое ее частное применение невозможно". Однако тот факт, что, не смотря на это обстоятельство, люди продолжают с энтузиазмом заниматься наукой, свидетельствует о чисто подсознательном ощущении, что единый закон природы все-таки существует. Поэтому, с предложением еще одной модели появляется надежда, что может этот путь и приведет к пониманию единого закона природы. Мысли, изложенные здесь, никак не претендуют на истину в последней инстанции. Цель этой работы совсем иная: предложить такую модель мира, которая с единых позиций объясняет не только создание Вселенной со всеми ее частностями, но и позволит ответить на многие вопросы, касающиеся каждого из нас.
  
   Знание есть, в первую очередь, мироощущение, способ интерпретации видимых явлений действительности. "Цель познания не в том, чтобы установить законы Бытия, а в том, чтобы правильно воспринимать Бытие, а формальные модели суть лишь средство этого" (Тихомиров А. 1993). Можно считать, что любая информационная модель - это только способ видения мира. Естественно, такой способ является неполным и искаженным, он не будет истинным, но и не будет ложным, т.к. модель все-таки в какой-то мере отражает мир. Поэтому любая формальная модель ценна уже тем, что делает мир для нас более гармоничным и связным.
   Концепция предлагаемой модели мироздания, как любая другая научная теория, строится на априорных предпосылках (постулатах), на основе которых может быть логично объяснен механизм всех явлений во Вселенной, включая и сознание человека. В качестве априорных предположений вводятся 10 системообразующих принципов, которые являются самодостаточными для самоорганизации любой системы. Также вводится исходная "праматерия" в виде неких "кирпичиков" мироздания, существовавшая изначально, т.е. "до сотворения мира". Свойства этой исходной "праматерии" также задаются априорно. Потом на основе предлагаемых аксиом прослеживается процесс создания Вселенной во всем ее многообразии, начиная с образования элементарных частиц, атомов, и кончая созданием человека с его высшим предназначением по преобразованию природы.
   От существующих современных космологических теорий по происхождению материи, или эволюционных по возникновению жизни на Земле, разума человека предлагаемую концепцию очень сильно отличает наличие в ней трех моментов.
   Момент первый.
   Как известно, при физическом моделировании объективного мира всегда пытаются как можно дальше отделить (вычленить) самого наблюдателя. Но требование единства мира, которое формируется нашим сознанием, требует также единства и в создаваемых моделях, поэтому, выделяя наблюдателя из картины мира, мы совершаем шаг, который только расчленяет мироздание и дает половинчатую модель. Поэтому в картину мира мы введем сразу и наблюдателя (субъект), и изучаемый им объект, т.е. установим существование субъекта и объекта в процессе мироздания на паритетных началах в качестве субъективной и объективной реальности. Два равновеликих начала, создающих во Вселенной, которые не только существуют одновременно, но и зависят друг от друга самым непосредственным образом.
   Момент второй.
   Мы привыкли к тому, что, изучая строение какого-либо объекта, стараемся узнать только его внутреннюю структуру. А это, значит, выяснить, из каких более мелких частей он составлен. Мы никогда не задумываемся о том, а не является ли этот объект частью чего-либо более общего? И как это более общее влияет на сам объект, на его внутреннее строение, на его поведение? Существует ли взаимозависимость между изучаемым объектом и той внешней его составляющей, частью которой он является? В своей работе, для того чтобы объяснить многие феномены реальной действительности, мне приходится рассматривать строение каждого предмета в двух ракурсах. Анализируя внутреннее дифференциальное строение, очень важно знать о внешней интегральной структуре объекта. (Здесь термин "интегральная структура" вводится исключительно как противоположное понятие внутренней дифференциальной структуре.)
   Проследим следующую цепочку объектов. Атомы являются составными частями молекул, молекулы, в свою очередь, являются составными частями организма. Организмы - части более крупного объекта - биосферы. Биосфера - часть планеты. Планета - часть Солнечной системы. Солнечная система - часть Галактики. Галактика - часть Метагалактики. Очевидно, что мы никогда не сможем выделить такой макрообъект, который бы не являлся составной частью более крупного объекта. Но, прослеживая цепочку до конца, в конечном итоге мы выйдем на уровень единственного объекта во Вселенной, который не имеет более высокого уровня, это сама Вселенная. Поэтому образование всех творений надо начинать изучать с создания Вселенной. И именно поэтому возникновение интегральной структуры мироздания, где все объекты являются составными частями Вселенной, я считаю единственным и главным условием ее существования. Благодаря этой структуре, в мире правит закон и порядок, царит великая гармония мира. Итак, второй момент - наличие двух структур: в каждом объекте мы будем выделять два типа строения - внутреннее и внешнее. Обе структуры одинаково влияют на сам объект, не смотря на то, что мы хорошо можем наблюдать внутреннее строение, а вот внешнее - иногда мы не видим совсем.
   Момент третий.
   В отличие от многих теорий происхождения Вселенной, где на первое место выступает "его величество случай" в качестве основной движущей силы эволюции, в этой концепции, по большому счету, все предопределено. Но эта предопределенность играет роль только в отдельные моменты, предоставляя развивающимся системам, в основном, право на свободный выбор в своем развитии. Закономерность и предопределенность эволюционных процессов - третий момент, отличающий данную работу.
   Можно сказать еще об одном моменте, хотя он и не является принципиально новым, но в то же время в данной концепции является определяющим. Это обязательное уменьшение энтропии в эволюционирующих системах. (Энтропия рассматривается, как мера хаоса, беспорядка). О том, что все эволюционные процессы идут в сторону увеличения упорядоченности, или создания гармонии, т.е. уменьшением энтропии, известно давно. Поэтому, не смотря на то, что этот фактор не является принципиально новым для космологических теорий, но, тем не менее, он определяется, как основополагающий.
   В рассматриваемой концепции рассматривается происхождение, развитие, эволюция всей Вселенной со всеми ее внутренними подсистемами, начиная от систем элементарных частиц и кончая системой человечество и его будущее. Понятно, что в таком огромном объеме информации можно легко потеряться. В связи с этим в этой главе дается краткое изложение всей концепции для того, чтобы читатель в дальнейшем мог легко ориентироваться в книге. Допускаю, что какие-то моменты могут быть просто не интересны, как например, гуманитариям бывает не интересна физика, а здесь ее слишком много. Но и отказаться от физики совсем не могу из-за того, что для "негуманитариев" вся концепция тогда будет выглядеть как ничем не обоснованная декларация истин. Поэтому в конце каждой главы даются основные выводы, которые дают возможность понимать текст, не читая всей главы, если таковая не вызывает интереса. Но основное понимание сути изложения при этом теряться не должно.
  
   "Либретто" к Мирозданию.
  
   Краткое содержание новой концепции в виде, так называемого, "либретто" я буду писать в прозе. Хотя по материалам Википедии, либретто, как правило, пишется в стихах, преимущественно рифмованных. Однако для речитативов допускается использование прозы, ну что ж, значит, это будут "речитативы" (шутка).
   1. Структура данной работы по мере возможности последовательно рассматривает все этапы эволюции материи с ее главной составной частью - сознанием. В самом начале кратко даются характеристики десяти основных системообразующих принципов, а также описаны свойства исходной "праматерии". Эту "праматерию" в силу вышесказанных обстоятельств я называю "субъективной реальностью". Она едина, целостна, однородна и обладает тремя качествами, условно названными U,S,D-признаками.
   2. Описание образования Вселенной начинается с процессов, предшествовавших ее эволюции. На этом этапе происходит квантование (дробление на отдельные порции) исходной "праматерии". В результате такого квантования образуется уникальнейшая структура с необыкновенными свойствами, которую я назвала интегральной структурой мироздания (ИСМ). Она является единой для всей Вселенной и принадлежит только Вселенной, в ней все связано со всем, и все содержится во всем. Любые отдельные объекты во Вселенной являются ее частями. В ходе квантования "праматерии" в этих частях формируется пространственно- временной континуум будущих объектов. В интегральной структуре (ИСМ) существует жесткая иерархия между ее частями с однозначным подчинением высшим составляющим структуры. Такая однозначная детерминация порождает нелокальный тип взаимодействия между системами. Благодаря фрактальной структуре ИСМ, мир создается как огромная голограмма, каждая частичка которой содержит в себе всю информацию о Вселенной.
   Интегральная структура (ИСМ) является универсальным планом, по которому осуществляются эволюция Вселенной, т.к. в ней закладывается вся информация, о процессах, происходивших на этапе квантования. Таким способом интегральная структура управляет всем ходом эволюции, обуславливая целевой детерминизм эволюционного развития мироздания.
   Надо отметить, что ИСМ является одним из самых парадоксальных выводов, полученных в данной работе. Ни одна современная картина мира не имеет аналогов подобной структуре. Но именно ИСМ закладывает программу эволюционного развития Вселенной, поэтому все процессы эволюции не только взаимосвязаны между собой, но и заранее предопределены.
   На начальном этапе основным процессом является квантование выделенной энергии. Поскольку в данной работе термин квантование не совсем удачен, поскольку предполагает деление на равные порции, а здесь об этом нет и речи, я заменяю его термином дифференциации. И хотя оба они, в принципе, никак не отражают настоящих процессов, но термин дифференциации дает узнаваемые составляющие в виде частных производных, которые можно использовать при дальнейшей интерпретации природных явлений.
  
   3. Самым актуальным вопросом в создании Вселенной является вопрос о причине возникновения первичной энергии. В данной концепции он рассматривается как следствие нарушения однородности времени. Как известно, закон сохранения энергии и однородность времени связаны между собой. Поэтому, когда в проявленном мире возникает первый объект, которым становится время, происходит выделение энергии. В отличие от общепринятого понимания времени в виде "стрелы", в новой концепции время рассматривается в виде замкнутой системы хронооболочек. Это означает, что "времен" много, и для каждого объекта существует собственное "время" или собственная хронооболочка. Образующаяся система хронооболочек повторяет в себе сложную структуру ИСМ, и выглядит в виде, вложенных друг в друга систем по "матрешечному" типу. Понятно, что возникновение каждой новой хронооболочки ведет к нарушению закона сохранения энергии, при котором происходит ее выделение в проявленный мир.
   Еще хотелось бы отметить, что часть выделенной энергии сразу локализуется в объекте, а другая часть остается в нелокализованном состоянии.
  
   4. За процессами дифференциации или квантования следуют обратные процессы - процессы интеграции, которые определяют эволюцию Вселенной. Выделенная энергия снова возвращается в исходное состояние, но в качественно ином виде. Поскольку часть энергии уже была локализована в объекте, то интеграция определяет возвращение нелокализованной части энергии. При этом восстанавливается исходная целостность объекта, одновременно с которой возникает и ее внутренняя (дифференциальная) структура. Появление внутренней упорядоченной структуры приводит к тому, что энтропия системы уменьшается, поэтому именно этот критерий становится определяющим для всех эволюционных процессов: энтропия должна уменьшаться.
  
   5. Предельный уровень дифференциации исходного целого, после которого начинаются интеграционные процессы, соответствует уровню элементарных частиц. Поэтому элементарные частицы (по определению) не имеют внутренней структуры. Именно на этом уровне происходит смыкание структуры пространства и материи, материя здесь может перетекать в пространство и наоборот. Элементарные частицы, не имеющие никакой внутренней структуры, представляют собой единственные объекты Вселенной, обладающие только внешней интегральной структурой. Говоря о том, что у элементарных частиц нет внутреннего строения, хочу подчеркнуть, что это не значит, что нет строения вообще. Внешняя, интегральная структура для самой системы не менее важна, чем внутренняя структура. Добавлю еще, что три исходных U,D,S-признака на предельном уровне дифференциации воплощаются в три u,d,s - кварка, поисками которых упорно занимаются физики в последние десятилетия. Но вряд ли они к чему-нибудь когда-нибудь приведут, т.к. кварки относятся не к дифференциальной, а к интегральной, т.е. внешней, структуре элементарных частиц.
  
   6. Первый этап эволюции определяет интеграцию по первому D-признаку. Каждая хронооболочка, образованная по D-признаку преобразуется в вещество и пространство, т.е. само пространство возникает вместе с выделяющимся веществом, и чем больше вещества выделится, тем большими станут размеры пространства. Так возникает неоднородное и анизотропное пространство хронооболочек, характерной особенностью которого является возникновение в нем особых точек или источников поступления вещества.
   Пространство, в котором формируется физическое тело нашей планеты, было разбито в процессе дифференциации на множество хронооболочек (будущих подпространств), в каждой из которых порождалась корпускулярная материя и пространство. Вещество выделяется в особых точках первого, второго и третьего модуля ИСМ, последовательно в процессе образования самих этих модулей. Первыми начинают создаваться атомы водорода, как структурные элементы нулевого уровня физического вакуума. Создаются они уже сразу, можно сказать, в "готовом виде". Возрастающее вместе с выделенным веществом гравитационное поле оказывает влияние на состояние вакуума, которое, перестраиваясь, переходит в новую фазу или на следующий уровень физического вакуума, который теперь генерирует атомы гелия. Так постепенно перестраиваясь, в пространстве появляются атомы все более тяжелых элементов.
   Формирование планеты как целостной системы происходит в 12-ти подпространствах, представляющих собой три модуля интегральной структуры, которые определили форму Земли в виде додекаэдрической структуры. В целом, Земля представляет собой растущий кристалл икосаэдрододекаэдрической формы. В дальнейшем эта структура начинает оказывать активное влияние на все образующиеся на ней процессы, явления и формы. На основании предлагаемой модели образования Земли удалось подтвердить две уникальные гипотезы: гипотезу расширяющейся Земли (О.Хильгенберг,1933г.) и гипотезу о форме Земли в виде додекаэдра (Пифагор, Платон).
  
   7. Процесс интеграции, который задает эволюцию планеты в соответствии с седьмым принципом самоорганизации систем, определяет на Земле семь основных уровней творения. Первый уровень завершился вместе с образованием физического тела планеты, когда произошла интеграция с первым субъектным D-признаком, и образование планетной оболочки в виде трех составляющих: литосферы, гидросферы и атмосферы. Второй и третий уровень осуществился вместе с двумя интеграциями по U-признаку и образованием еще двух оболочек, сформировавших биосферу Земли, включающую в себя растительный и животный мир. Третья интеграция по U-признаку определила появление человека разумного и образование ноосферы. Последние три интеграции по S-признаку определят еще три планетные оболочки, названия которым пока нет. Но миссия в осуществлении последних трех интеграций возложена на человечество.
   Поскольку вместе с интеграцией по D-признаку образовалась реальность в виде физической природы, то D-признак получил название "Природа". После интеграции по U-признаку на Земле образовалась жизнь, и U-признак получил название "Жизнь". Интеграция по S-признаку положила ему название "Сознание". Так три U,D,S-признака воплотились в три основных свойства мироздания: Природу, Жизнь и Сознание, которые, следовательно, были присущи ей с самого начала, т.е. до начала образования Вселенной.
   Итак, в эволюции планеты определились семь основных уровней творения. Выделяя в каждом из них по семь внутренних подуровней, процесс эволюции разделяется на 49 эволюционных ступеней. Каждая ступень имеет свое название, и ее содержание подробно раскрывает процессы, происходящие на каждой их них.
  
   8. Голографическое представление создаваемой Вселенной - это основная ее модель, поэтому приведу общие представления о том, что такое голограмма. Голография - один из способов записи и воспроизведения изображений. Запись голограммы на материальном носителе (пластине) осуществляется при помощи интерференции (интеграции) двух типов волн: предметной и опорной. Воспроизведение изображения получается в результате освещения пластины тем же самым типом волны. Создаваемая интегральная реальность мироздания получается за счет того, что "как бы" воспроизводится "изображение", записанное в процессе дифференциации. Поэтому главной задачей эволюционирующих систем найти тот тип волн, который даст нужное "изображение".
   Поскольку мир создается как огромная голограмма, благодаря фрактальной структуре ИСМ, то каждая частичка, каждый объект содержит в себе всю информацию о Вселенной. Исходя из того, что эволюция, в нашем понимании, это в первую очередь интеграция, то мелкие структурные элементы, объединяясь, образуют не просто более крупные системы, а системы с явно выраженными новыми свойствами. Интеграция по второму субъектному признаку (U-признак) определило новое качественное состояние эволюционирующих систем - жизнь. Теперь главной задачей самоорганизующихся биосистем является заполнение новых хронооболочек волновой структурой материи. Если на первом этапе интеграции хронооболочки преобразовались в материю и пространство, то теперь "пространство" новых хронооболочек "формируется" волновой материей, создаваемой живыми организмами. Поэтому эволюция биосистем осуществляется за счет организации их волновых структур, которые жестко взаимосвязаны с их материальными носителями.
  
   9. Особое свойство субъективной реальности связано с превращением "континуальности в дискретность" и обратным процессом "дискретности в континуальность", которые определяются непосредственно дифференциальными и интеграционными процессами. На эволюционном этапе этот вид превращения условно можно представить как "континуальность - дискретность - континуальность". Все субъектные признаки в своем преобразовании из непрерывности своего существования переходят в дискретное, локализуясь в объектах, а затем, интегрируя, снова возвращаясь в состояние непрерывности (целостности), что является одним из основных показателей эволюции. Творение, таким образом, проходит путь из единой целостности во множество частностей, а затем в окончательном виде снова приобретает целостность, но в новой упорядоченной (структурированной) форме - единство во множестве. И как следствие, энтропия системы при этом уменьшается, что определяет главный критерий эволюции.
   В процессе дифференциации, сознание, как составляющая субъективной реальности, продифференцировала на семь уровней, постепенно переходя от более крупных форм к мелким: 1. биосферный, 2. биогеоценозный, 3. популяционно-видовой, 4. организменный, 5. тканевый, 6. клеточный, 7. молекулярный. Человек локализовал в себе качество "сознание" на четвертом, индивидуальном (или организменном) уровне. По аналогии можно предположить, что сознание существует и у клеток, и у молекул, только вот собственно осознание себя, как индивидуальности, происходит исключительно у человека. (Ну и, слава Богу! Представляете, если бы самоосознание произошло на пятом, тканевом уровне, и наши органы, сердце, печень и т.д., заявили бы вдруг декларацию прав свободы и независимости органов от человека).
   Наряду с индивидуальной формой сознания для человека также характерна и видовая (пятый уровень) форма сознания. Очевидно, что видовая форма сознания появляется раньше индивидуальной и воплощается не для каждого отдельного животного, а для всего вида в целом на уровне инстинктов. Человек, как обладатель сразу двух форм сознания, оперирует непосредственно только с индивидуальной формой, а видовое сознание у него переходит на уровень подсознания.
   В эволюционном развитии человека важную роль играют эмоции и чувства, т.к. представляют собой функции обратных связей. Поэтому чем глубже, драматичнее переживания, тем более глубокие истины открываются человеческому сознанию. Но человек всегда сам выбирает - развиваться ли ему самостоятельно, осознавая свой путь эволюции или неосознанно идти путем проб и ошибок, путем страдания и боли. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира, поскольку в план сотворения мира входит задача эволюционного развития сознания, и миссия эта возложена на человечество.
   Одним из достоинств предложенной концепции является то, что она не только может объяснить уже созданные творения, но и способна прогнозировать дальнейшее развитие человечества, определяет общие цели его развития, устанавливает место человека во Вселенной и его роль в процессах эволюции.
   Поэтому эволюционное преобразование человеческого менталитета состоит в том, что индивидуальное сознание реформируется в социальное сознание, т.е. это то же, что и видовое сознание, но принадлежащее уже каждому отдельному индивиду. Поэтому можно считать, что подлинным объектом эволюции на заключительном этапе является человеческое сознание. Можно сказать, что человек принимает участие в эволюции видовой формы сознания, преобразуя его из подсознания в надсознание. Благодаря мыслительным способностям, человек как бы встраивает себя в интегральную структуру мироздания. И становится при этом не просто ее составляющим элементом, а основным фактором, преобразующим ИСМ. Поэтому мы не только познаем мир через себя и посредством себя, т.е. через свои чувства и мышление, но и оказываем существенное влияние на все процессы, действующие в мире, включая и природные механизмы.
  
   10. Активность человечества антиравновесна по своему определению, поскольку человек разумный выделился из природы только благодаря тому, что природа этому всемерно противодействовала. На определенном этапе перед носителем интеллекта встал вопрос о том, что гармония с природой может быть достигнута не приспособлением к ней, а только эффективным управлением. Однако массовые безответственные действия человечества, нанесшие огромный ущерб природе, а, следовательно, и обществу, лишний раз убедительно доказывают, что управление с плохо сформулированными априорными целями, несоответствие объема информационной модели мира и управленческих притязаний приводит общество к разрушительным кризисам. Поэтому развитие индустриальной культуры представляет собой типичную картину кризисных циклов, а прогрессивная эволюция никогда не будет идти прямолинейно, ее постоянными спутниками будут периодически обостряющиеся кризисы.
   С развитием и совершенствованием механизмов отстаивания своей целостности интеллект достиг такого могущества, что становится опасным для собственного существования его носителей. Очевидная опасность мировой катастрофы побуждает людей к более объемному отражению реальности, многогранной и дальновидной оценке результатов своей деятельности. Уже сейчас в результате многочисленных исследований экологов, экономистов, политологов, высказываются мысли о том, что наиболее грамотными являются такие решения, которые в полной мере учитывают все реальные последствия производимых действий, при этом делается вывод, что "подлинно экономическое решение не может не быть экологичным" или "что экономически неэффективно - безнравственно и, наоборот, что эффективно - то нравственно".
   Преодоление глобального кризиса должно быть обеспечено новым антиэнтропийным механизмом, блокирующим разрушительную тенденцию интеллекта. Таким сдерживающим механизмом становятся этические ценности. При всем своем культурном и субкультурном многообразии моральных нормативов их единство заключено в антиэнтропийной направленности, которая ограничивает и упорядочивает агрессивный, прямолинейно эгоистический по своей направленности, интеллект. Поэтому каждая кризисная ситуация становится побудительной причиной качественного эволюционного преобразования в социальном сознании. В данной концепции мораль и нравственность рассматриваются как функции саморегуляции или функции упорядочения поведенческого разнообразия социумов.
  
   11. Условия, сформированные на базе этических ценностей, становятся критерием выживания человечества в целом, и, в конечном счете, воплощаются в знание о направлении техногенной цивилизации с учетом повсеместного уменьшения энтропии в окружающей среде. Причем представления энтропии и негэнтропии становятся ключевыми в понимании таких понятий как добро и зло. В отличие от других рассуждений об этических ценностях в данной концепции мораль и нравственность следует из обычного человеческого прагматизма в силу закона сохранения энергии. Условием выживания социума, сдерживания человеческой агрессии становится целесообразность и прагматизм целесохраняющих установок. Поэтому система нравственных ценностей, как один из мощных антиэнтропийных природных факторов, становится в ряду причинно-следственных связей таким же законом, как, например, закон всемирного тяготения. Нельзя отменить закон гравитации: как бы вы не старались, вы будете падать вниз, а не вверх. И каждый раз это будет мучительно больно, если падать с достаточно большой высоты. Также нельзя действовать против законов нравственности, в этом случае последствия могут быть не менее тяжелыми - т.к. нельзя безнаказанно увеличивать энтропию в системе. Это позволяет заключить, что достаточно высокий уровень интеллектуального развития превращает мораль в обычный критический инструмент проверки на целесообразность действий, что подтверждает тезис Сократа "мудрому не нужен закон, у него есть разум".
   Поэтому определяющим критерием и любой научной концепции мироздания, претендующей на роль всемирной информационной модели, является ее нравственность. Опережающее моделирование, предлагаемое такой концепцией, должно заключаться в ее способности принимать правильные решения в условиях неопределенного будущего, осознания человеком собственного места в планетарной эволюции. Когда грамотные прагматические оценки обретут также статус и высоконравственных оценок, где понятие нравственности определяет смещение собственнических интересов в сторону интересов надсистемы, т.е. всего общества. Когда, зная общие закономерности эволюции, можно заранее предсказать, какие шаги, предпринятые человечеством, лежат в русле дальнейшего развития, а какие ведут к хаосу и разрушению цивилизации.
  
   12. Эволюция человеческого сознания осуществляется в несколько этапов. Только после того как сознание локализовалось на индивидуальном (четвертом) уровне, человек стал постигать окружающий его мир и накапливать информацию о мире. Дальше, на пятом уровне, сознание преобразуется в хорошо развитую интуицию. На следующем, шестом уровне, расширение сознания приводит к новой способности человека - получению информации непосредственно с ментального поля планеты, это, так называемое, прямое знание. Седьмой уровень - это сверхсознание, как принцип действия, что означает совершенно иное обращение с информацией. Если до сих пор информация служила как вспомогательное средство для воздействия на окружающую среду, т.е. преобразование среды происходило опосредованно при помощи технических средств, то теперь преобразование мира совершается только усилием мысли. Вернадский предвидел, что ноосфера, то есть царство разума, есть новое геологическое явление на нашей планете. И человек становится крупнейшей геологической силой, который может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, но он даже представить не мог, что эволюция человеческого сознания откроет ему такие перспективы, что ни одна геологическая сила не сравнится с преобразующими возможностями человека будущего.
   Будущее человечества рисуется в образе создания сверхчеловека из человека разумного, который в пределе становится метачеловеком. Это понятие включает в себя единство всего человечества в одном - метачеловеке, или в новой планетарной оболочке - сверхсознание. Когда каждый будет чувствовать и ощущать чувствами всех людей, видеть мир глазами людей всего мира, знать и понимать сознанием каждого. Последний уровень эволюции по своей сути глубоко диалектичен, т.к. на последнем этапе происходит отказ от объективной действительности. Все внутренние противоречия нашей реальности достигают здесь своего максимума. Совместить их возможно, только отказавшись от реальности объективного мира. Предлагаемая модель подобного отказа находится на пределе человеческого осознания. Поэтому, несомненно, многим она покажется на грани иррациональности, или на уровне научной фантастики, а еще точнее, ненаучной фантастики.
   Но дело совсем не в том, чтобы убедить недоверчивого читателя в том, до чего мы еще явно не дотягиваем, не домысливаем. Основная задача - показать, что будущее человечества может быть совсем не таким, каким его обычно описывают. Существующие на сегодняшний день две основные модели будущего состоят в следующем. Первая, показывает возможную гибель типа апокалипсиса, Армагеддона и т.д. Гибель человечества вполне возможна, если человек сделается угрозой существования планете или ее целостности. Но не в этом заключен смысл планетарной эволюции. Вторая модель описывает расцвет человеческой цивилизации в виде общества Свободы, Равенства и Братства, в котором не будет ни страданий, ни мук, ни боли. Жаль, но и не в этом смысл эволюции! Развитие человека, начавшееся с индивидуализации сознания, это трагедия всей человеческой истории. За обладание разумом мы платим непомерную цену своими страданиями, которые будут продолжаться до тех пор, пока человечество не достигнет уровня сверхсознания. Нельзя не согласиться с высказыванием Назаретяна о том, что в будущем макрогрупповые культуры, т.е. культуры, которые строятся по схеме "мы - они", перестанут существовать. Не будет ни русских, ни китайцев, ни православных, ни мусульман. Мировое сообщество будет строиться по совершенно иным качественным признакам.
   Вернадский, говоря о центральной роли человека и его разума во всей Вселенной, видел в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Он понимал, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, не локальный эпизод "на задворках" бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. А когда начинаешь понимаешь, что человек способен на энергетике субъективной реальности изменять, формировать и создавать любую новую интегральную реальность, в которой захочет "обрести бытие", то тогда можно говорить о возможностях человека, способного творить в том смысле, который мы вкладываем в божественное творение миров. Именно поэтому практически исключаются естественные абсолютные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба, что в свою очередь и породило в народе понятие о "чуде". Хотя еще Блаженный Августин в III веке н. э. говорил: "Чудо - явление, не противоречащее законам природы. Чудо - явление, противоречащее нашим представлениям о законах природы".
  
   Что еще я могу сказать об этой концепции? Конечно, она сильно отличается от существующих ныне представлений о мире. Она по-новому предлагает взглянуть на такие, казалось бы, устоявшиеся понятия как пространство и время. Представление о пространстве, которое генерирует материю, категорически не стыкуется с современными представлениями о возникновении и существовании элементарных частиц. Но ее привлекательность в том, что она едина. С единых позиций в ней рассматриваются все природные явления во Вселенной, от атомов до сознания человека. На одной из конференций, где мне пришлось выступать с докладом по этой концепции, меня спросили, а есть ли смысл в создании еще одной гипотезы строения атомов и элементарных частиц, если уже существует красивая теория, объясняющая эти феномены. Да существует, но она, к сожалению, не объясняет общие цели развития человечества, не может прогнозировать дальнейшее его развитие, не определяет место человека во Вселенной и его роль в процессах эволюции.
   А есть ли смысл создавать теории, которые не в состоянии этого сделать?
  
   на главную

к содержанию книги




Hosted by uCoz